Методические рекомендации по алгоритму действий руководителей, персонала и посетителей мест (объектов) массового пребывания людей в условиях подготовки, совершаемого или совершенного террористического акта

ОПЕРАТИВНЫЙ ШТАБ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АЛГОРИТМУ

ДЕЙСТВИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ПЕРСОНАЛА И ПОСЕТИТЕЛЕЙ МЕСТ (ОБЪЕКТОВ) МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ, СОВЕРШАЕМОГО ИЛИ СОВЕРШЕННОГО ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

 

Ставрополь

2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения:

 

1.1. Общегосударственная система противодействия терроризму в Российской Федерации…………………

3

1.2. Основные способы подготовки и совершения террористических актов и преступлений террористической направленности в местах массового пребывания людей………………………………………..

 6

2. Рекомендации по разработке инструкции по предупреждению террористических актов и действиям руководителя, должностных лиц и персонала ОМПЛ при его угрозе и совершении

 

2.1. Меры предупредительно-профилактического характера………………………………………………….

 8

2.2. Меры при возникновении возможной угрозы или совершении террористического акта…………………..

 10

3. Рекомендации по действиям населения (посетителей ОМПЛ) в условиях угрозы и совершения террористического акта

 

3.1. Действия в случае угрозы совершения теракта……

11

3.2. Действия в случае обнаружения подозрительного предмета, который может оказаться самодельным взрывным устройством………………………………….

 12

3.3. Действия при совершенном подрыве СВУ……….

13

3.4. Действия при попадании в перестрелку…………..

14

3.5. Действия при захвате в заложники………………..

14

3.6. Действия при проведении спецслужбами операции по освобождению заложников………………………….

16

 

 

 

Настоящие методические рекомендации (далее - рекомендации) разработаны аппаратом оперативного штаба в Ставропольском крае (далее - ОШ в СК, Штаб) в качестве информационно-пропагандистской меры ОШ в СК и антитеррористической комиссии Ставропольского края (далее – АТК СК) по оказанию методической помощи руководителям мест (объектов) массового пребывания людей различного уровня, а также повышения бдительности граждан и стимулирования их активности в оказании содействия правоохранительным структурам.

Рекомендации разработаны в соответствие положениям Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Указа Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму». В рекомендациях в концентрированном виде учтены учебно-методические материалы Национального антитеррористического комитета, федеральных органов исполнительной власти, оперативных штабов и антитеррористических комиссий в субъектах РФ, исследования и разработки отдельных авторов.

1.  Общие положения

 

1.1.   Общегосударственная система противодействия терроризму в Российской Федерации

 

Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из самых опасных проблем, с которым человечество вошло в 21 век. В России проблема терроризма и борьба с ним резко обострилась в 90-годах прошлого столетия.

Исходя из опыта борьбы с терроризмом в России в конце ХХ, начале ХХI века Правительством Российской Федерации в 2006 года начато построение новой системы противодействия терроризму. С этой целью издан ряд законодательных актов, определяющих структуру системы противодействия терроризму, перечень должностных лиц, несущих персональную ответственность за организацию и осуществление деятельности по противодействию терроризму на различных уровнях (федеральном, региональном и муниципальном), а также внесены изменения в Уголовный кодекс РФ, определяющие ответственность лиц за совершение ряда преступлений террористической направленности.

В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму Президентом РФ подписан Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", который устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также вводит основные понятия:

терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;

террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными;

организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Механизм реализации положений ФЗ № 35 определен в Указе Президента РФ от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму». Согласно Указу в РФ образован Национальный антитеррористический комитет.

Национальный антитеррористический комитет (НАК, Комитет) — орган, обеспечивающий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющий подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.

Председателем НАК по должности является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

В состав НАК входят руководители большинства правоохранительных и силовых структур, спецслужб, а также обеих палат парламента России.

Для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений образованы антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.

Руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциямиобразованы:

в составе Комитета - Федеральный оперативный штаб;

оперативные штабы в субъектах Российской Федерации.

Руководителями оперативных штабов в субъектах Российской Федерации по должности являются руководители территориальных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации в соответствующих субъектах Российской Федерации, если председателем Комитета не принято иное решение.

Указом установлено, что решения оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, принятые в соответствии с их компетенцией, обязательны для всех государственных органов, представители которых входят в их состав.

В случае совершения террористического акта на территории муниципального образования первоочередные меры по пресечению данного террористического акта до начала работы оперативных штабов осуществляет начальник соответствующего подразделения органа федеральной службы безопасности, дислоцированного на данной территории, а при отсутствии такого подразделения - начальник соответствующего органа внутренних дел Российской Федерации. С этой целью на территории муниципальных районов и городских округов созданы оперативные группы в муниципальных образованиях.

5 октября 2009 г. Президентом Российской Федерации утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, которая определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму, и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

Координацию деятельности по противодействию терроризму, организацию планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями обеспечивают Национальный антитеррористический комитет, Федеральный оперативный штаб, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации.

 

1.2.     Основные способы подготовки и совершения террористических актов и преступлений террористической направленности в местах массового пребывания людей

 

Объектом (местом) с массовым пребыванием людей является объект, где число людей, одновременно находящихся в залах (помещениях) зданий и сооружений, 50 и более человек (Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС от 18.06. 2003 года № 313 (пункт 43).

В зависимости от вида объекта (места) массового пребывания людей (далее - ОМПЛ) можно условно разделить на стационарные (здания и сооружения) и временные (места проведения разовых массовых мероприятий).

К стационарным объектам относятся здания и сооружения, функциональное использование которых предусматривает массовое пребывание людей. По сферам деятельности стационарные объекты делятся на:

учебные заведения;

медицинские учреждения (включая объекты санаторно-курортного комплекса);

объекты гостиничного комплекса (гостиницы, кемпинги, базы отдыха и т.д.);

жилые многоэтажные здания;

здания транспортной инфраструктуры (вокзалы, аэропорты и т.д.) и объекты транспорта;

культовые сооружения;

объекты торгово-хозяйственного назначения (предприятия оптово-розничной торговли, торговые и торгово-развлекательные комплексы);

культурно-просветительные (театры, концертные залы, цирки, кинотеатры, филармонии, выставочные залы и т.д.);

спортивные (стадионы, ипподромы, катки и т.д.);

развлекательные (парки аттракционов, аквапарки, боулинги, рестораны, кафе и т.д.).

В качестве временных ОМПЛ могут использоваться различные здания и сооружения (в том числе подпадающие под категорию стационарных объектов), а также площади, улицы, скверы, парки и другие участки местности, используемые для проведения разовых массовых мероприятий: культурно-просветительных, театрально-зрелищных, развлекательных, спортивных, рекламных и публичных мероприятий: собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, а также богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.

Совершенные в 2010-2012 г. г. преступления террористической направленности в местах массового пребывания людей (подрыв СВУ у входа в концертный зал «Ставрополь», подрыв заминированного автомобиля в центре г. Пятигорска, попытка подрыва автомобиля и СВУ у кафе «Глория» краевого центра), а также материалы расследования деятельности нейтрализованных банд групп, планировавших на территории Ставропольского края совершение ряда резонансных террористических актов, позволяет выделить ряд общих признаков подготовки и совершения террористических актов в отношении ОМПЛ.

Основными способами совершения террористических актов являются:

захват и удержание заложников в местах массового пребывания людей;

подрыв взрывного устройства (далее - ВУ) или самодельного взрывного устройства (далее - СВУ)[1]:

а) предварительно заложенного и замаскированного на местности;

б) закамуфлированного под предмет бытового назначения;

в) находящегося в автотранспортном средстве;

г) произведенный т.н. террористом - «смертником» или «человеком-бомбой»;

д) находящегося у лица, используемого «в темную»;

е) комбинированный подрыв СВУ (например, приведение в действие взрывного устройства т.н. террористом - «смертником», находящимся в салоне заминированного автомобиля).

в качестве нового элемента тактики действий бандформирований в республиках СКФО, который может быть применим и на территории края, отмечается совершение преступлений террористической направленности путем осуществления диверсии (подрыва, обстрела, умышленного повреждения объекта) на объектах инфраструктуры с последующей установкой на них СВУ и (или) организации обстрелов оперативно-следственных групп и ремонтных бригад, прибывающих к месту происшествия.

При всех указанных способах совершения террористических актов необходимо учитывать вероятность подрыва последующих СВУ после прибытия на место происшествия следственных групп, медицинских бригад и представителей иных служб, привлекаемых к локализации чрезвычайной ситуации.

 

2.      Рекомендации по разработке инструкции по предупреждению террористических актов и действиям руководителя, должностных лиц и персонала ОМПЛ при его угрозе и совершении[2]

 

Эффективность предпринимаемых мер противодействия террористическим угрозам на первоначальном этапе во многом базируется на твердом знании руководителями и персоналом ОМПЛ признаков подготовки данного вида преступлений, порядка реагирования на них и действий в условиях террористического акта.

Обеспечение антитеррористической защищенности ОМПЛ подразумевает реализацию собственниками объектов и организаторами массовых мероприятий системы административных, инженерно-технических и охранных мероприятий, направленных на недопущение совершения на территории объекта террористического акта, своевременное выявление и пресечения деятельности террористов по его подготовке, а в случае произошедшего террористического акта по минимизации его последствий.

В повседневной деятельности ОМПЛ порядок действий персонала при угрозах и совершении террористических актов целесообразно закреплять соответствующими инструкциями и распоряжениями руководителя объекта, требования по их знанию и применению отражать в квалификационных требованиях, должностных обязанностях и других документах, регулирующих трудовые отношения. Регулярный контроль за исполнением и знанием данных инструкций позволит существенно повысить уровень безопасности, даст формальные основания к применению дисциплинарных и административных санкций к недисциплинированным работникам.

 

2.1. Учитывая возможность совершения террористических актов в отношении ОМПЛ на объектах должны быть предусмотрены и планово реализованы следующие меры предупредительно-профилактического характера:

реализация пропускного режима при входе и въезде на территорию ОМПЛ, установка дополнительных инженерно-технических систем охраны по периметровому ограждению, сигнализации, экстренного вызова полиции и т.п., аудио и видеозаписи;

ежедневные обходы территории с целью своевременного выявле­ния взрывных устройств или подозрительных бесхозных предметов;

тщательный подбор и по возможности проверка подбираемых кадров, организаций и частных лиц, привлекаемых к выполнению смежных и сопутствующих работ;

организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов регулярных инструктажей и практических занятий по действиям в чрезвычайных ситуациях;

заключаемые договоры аренды помещений в обязательном порядке должны предусматривать пункты, дающие право администрации предприятия контролировать целевое использование сдаваемых площадей с возможностью расторжения договорных отношений при наличии достаточных оснований;

заблаговременно создать необходимые ресурсы для оперативного реагирования на разные варианты террористических действий.

Руководитель ОМПЛ несет личную ответственность за жизнь и здоровье персонала и посетителей ОМПЛ. Он обязан организовать обучение персонала действиям при угрозе и совершении террористического акта. Обучение осуществляется на занятиях в системе подготовки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и проводится руководящим составом, инженерно-техническими работниками, службой безопасности, другими наиболее подготовленными должностными лицами.

В целях принятия мер по обеспечению безопасности в период проведения мероприятий с массовым участием граждан, органам местного самоуправления, организаторам массовых мероприятий, во взаимодействии с правоохранительными органами целесообразно выполнение следующих мероприятий, обеспечивающих защиту и безопасностьфункционирования ОМПЛ:

согласование организатором массового мероприятия, его проведение с администрацией муниципального образования, на территории которого оно проводится, место, время и порядок его проведения;

наличие у администрации объекта полных данных о лицах, арендующих площади на территории объекта (паспортные данные, контактные телефоны, адреса фактического проживания – наличие необходимой разрешительной документации, в случаях, предусмотренных законом, наличие лицензии на определенный вид деятельности);

установка по периметру территории объекта ограждений (турникетов, оградительных лент), технических средств обнаружения запрещенных предметов, (металлодетекторов) для выявления у посетителей крупных металлических предметов, оружия и боеприпасов, систем противопожарной безопасности и средств пожаротушения;

наличие систем видеонаблюдения с постоянным контролем за обстановкой во  внутренних помещениях и на прилегающей территории (автостоянки, служебные подходы, проезжие части) и возможность записи видеоизображения на электронный носитель.

оборудование объектов:

а) сигнализацией или тревожной кнопкой вызова охраны и наряда полиции;

б) громкоговорящей связью, используемой для периодического оповещения персонала и посетителей о проявлении бдительности по отношению к оставленным вещам, подозрительным гражданам и правильных действиях при необходимости проведения эвакуационных мероприятий;

в) наличие телефона у лиц физической охраны для экстренного вызова городских (районных) спецслужб;

г) наличие дублирующих систем оповещения персонала и посетителей об опасностях (ручной мегафон, металлические звонки, свистки и др.);

д) установка щитов с изображением схем входов и выходов, утвержденных схем эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций;

е) наличие информационных плакатов с адресами нахождения и телефонами дежурных служб УФСБ, ГУ МВД, ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, органов местного самоуправления по месту расположения объекта, с пропагандистскими материалами о повышении бдительности граждан в отношении террористических проявлений;

ж) наличие резервных эвакуационных выходов из зданий и объектов проведения массовых мероприятий;

з) предназначение для дежурства необходимого количества пожарных расчетов, экипажей «службы спасения» и бригад «скорой помощи»;

и) обеспечение пропускного режима физической охраной (работниками ЧОП, дежурными лицами) с исключением несанкционированного доступа в места проведения мероприятий посторонних лиц;

й) обеспечение освещения объекта в темное время суток, особенно его затемненных мест. Наличие запасных источников освещения (фонарей), большой мощности.

Администрация объекта и организатор мероприятия совместно с сотрудниками ГУ МВД и ГУ МЧС России по Ставропольскому краю и представителями органов местного самоуправления проводит обследование объекта, с последующим определением его готовности к проведению массового мероприятия.

 

2.2. При возникновении на ОМПЛ возможной угрозы или совершении террористического акта необходимо:

установить достоверность полученной информации об угрозе совершения или совершении террористического акта, оценить реальность угрозы для персонала и объекта в целом;

обеспечить доведение информации об угрозе совершения или совершении террористического акта до соответствующих органов исполнительной власти СК и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти – УФСБ России по СК, ГУ МВД России по СК, ГУ МЧС России по СК и др. (согласно содержанию имеющихся на объекте паспортов безопасности, планов взаимодействия, схем оповещения, ведомственных инструкций и т.д.) с указанием вида опасности для людей и особенностей защиты;

организовать устойчивый канал связи для взаимообмена информацией об обстановке на объекте с органами исполнительной власти СК и структурными подразделениями УФСБ России по СК, ГУ МВД России по СК, ГУ МЧС России по СК и т.д.;

ограничить доступ посторонних лиц на территорию объекта (структурных подразделений, участков местности, цехов и т.д.);

осуществить немедленный вывод (эвакуацию) персонала и посетителей  с угрожаемого объекта;

обеспечить пропуск прибываемых подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, сил и средств аварийно-спасательных служб муниципальных образований и др. на территорию объекта (участка), или непосредственно к административным границам территории предприятия;

создать условия для проведения мероприятий по предотвращению, локализации или минимизации последствий террористического акта;

при необходимости осуществить вывоз материальных, культурных ценностей и секретных материалов, возможно находящихся на объекте;

обеспечить, при необходимости, прибытие в распоряжение правоохранительных органов соответствующих специалистов (консультантов) по объекту, в том числе по всем видам коммуникаций и производственных (технологических) процессов;

подготовить соответствующую документацию, необходимую для проведения контртеррористической операции (схемы объекта, коммуникаций, технологические и технические данные, паспорта безопасности и т.д.);

при необходимости организовать:

а) медицинскую помощь пострадавшим и доставку их в лечебные учреждения;

б) тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

представить предложения по возможному использованию технических и финансовых средств предприятия для предотвращения, локализации и минимизации последствий террористического акта на объекте, исходя из вида его опасности для людей;

подготовить необходимые силы и средства объекта для возможного задействования в работе по минимизации и ликвидации последствий террористического акта с целью восстановления функционирования объекта;

иные действия по решению администрации объекта, выполнению ведомственных инструкций при незаконном вмешательстве в деятельность предприятия, предотвращению угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений.

 

3. Рекомендации по действиям населения (посетителей ОМПЛ) в условиях угрозы и совершения террористического акта[3]

 

3.1.  Действия в случае угрозы совершения теракта:

будьте предельно внимательны, доброжелательны к окружающим Вас людям;

ни при каких условиях не допускайте паники!

обезопасьте помещение:

а) уберите пожароопасные предметы - старые запасы красок, лаков, бензина и т.п.;

б) уберите с окон горшки с цветами (поставьте их на пол);

задерните шторы на окнах - это защитит вас от повреждения осколками стекла;

в помещении – опасайтесь падения штукатурки, арматуры, шкафов, полок. Держитесь в стороне от окон, зеркал, светильников. На улице – отбегите от зданий, сооружений, столбов и ЛЭП;

при заблаговременном оповещении об угрозе покиньте здание, отключив электричество и газ, взяв необходимое (вещи, документы, запас продуктов и медикаментов);

окажите помощь в эвакуации пожилым и тяжело больным людям;

возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных за эвакуацию лиц.

 

3.2.     Действия в случае обнаружения подозрительного предмета, который может оказаться самодельным взрывным устройством:

опросите окружающих Вас людей для того, чтобы получить информацию о его хозяине. Если таковой не установлен, немедленно сообщите о находке администрации ОМПЛ или сотруднику полиции;

не подходите близко к нему, позовите находящихся поблизости людей и попросите немедленно сообщить о находке в полицию. Не позволяйте случайным людям прикасаться к опасному предмету или пытаться обезвредить его;

зафиксируйте время его обнаружения;

обязательно дождитесь прибытия сотрудников правоохранительных органов  не забывайте, что Вы являетесь основным очевидцем.

3.2.1. Признаки предмета, подозрительного на ВУ:

бесхозный характер предметов;

наличие в составе штатных боеприпасов или их элементов;

наличие элементов питания, радиосхем, часового механизма или звукового сигнала;

наличие элементов, не соответствующих предмету;

наличие связи с другими предметами обстановки (натянутая проволока или веревка и т.д.);

наличие несоответствия массы и объема предмета;

наличие на предмете надписей, содержащих угрозу взрыва.

3.2.2. Запрещается:

прикасаться к предмету, подозрительному на ВУ и перемещать его;

заливать жидкостями, засыпать грунтом, накрывать какими-либо материалами и предметами;

пользоваться радиоаппаратурой, сотовыми телефонами и т.п.;

оказывать температурное, звуковое, механическое и световое воздействие на данный предмет.

3.2.3. Общие рекомендации по защите от воздействия взрывных устройств.

 

Тип ВУ

Минимальное безопасное расстояние (с учетом воздействия осколков ВУ и стекла), метры

Ручные осколочные гранаты типа Ф-1 и РГО

200 м

Ручные осколочные гранаты типа РГД-5 и РГН

35 м

Тротиловая шашка массой 200г ТП-200

45 м

Тротиловая шашка массой 400г ТП-400

55 м

Пивная банка 0,5л

60 м

Мина МОН-50/90

85 м

Чемодан–кейс

230 м

Дорожный чемодан

350 м

Малолитражный легковой автомобиль

457 м

Легковой автомобиль

575 м

Микроавтобус

912 м

Грузовой автомобиль (типа «Газель»)

1240 м

Большегрузный автомобиль

1785 м

 

3.3.  Действия при совершенном подрыве СВУ:

спокойно уточните обстановку;

в случае необходимой эвакуации возьмите документы и предметы первой необходимости;

продвигайтесь осторожно, не трогайте поврежденные конструкции и оголившиеся провода;

в разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, свечами, факелами и т.п.);

действуйте в строгом соответствии с указаниями должностных лиц.

3.3.1. Вы – в завале

завалило помещение:

а) отключите электричество, газ, воду;

б) убедитесь, что рядом нет пострадавших;

в) если есть раненые, окажите им посильную помощь;

г) сообщите о случившемся по телефонам экстренных служб или голосом, громким частым стуком;

д) если нет угрозы обрушения или пожара – устройтесь в относительно безопасном месте (дверном проеме в несущих стенах, ванной, рядом с массивной деревянной мебелью).

завалило вас:

а) дышите глубоко и ровно; осмотрите и осторожно ощупайте себя;

б) постарайтесь остановить кровотечение (платком, ремнем, поясом перетяните, но не очень сильно, артерию на руке/ноге выше раны; «жгут» можно оставить не более чем на час);

в) расчистите вокруг себя пространство. Отодвиньте твердые и острые предметы;

г) отползите в безопасное место;

д) придавило чем-то тяжелым руку/ногу – постарайтесь наложить «жгут» выше места сдавления;

е) если есть возможность пить – пейте любую жидкость и побольше, при сильной жажде положить в рот небольшой камешек или обрывок носового платка и сосать его, дыша носом;

ё) если воздух откуда-то поступает в завал, надо сориентироваться по движению воздуха, продвигаться осторожно, стараясь не вызвать нового обвала с помощью подручных средств (доски, кирпичи) укрепить потолок от обрушения и дожидаться помощи. Всегда следует помнить, что спасатели принимают все меры по поиску пострадавших;

ж) при наличии в зоне завала рядом с вами других лиц и возможности переговоров с ними, необходимо проинструктировать их по действиям в этих условиях, пресечь панику, выяснить установочные данные (фамилию, имя, отчество) и сообщить свои, периодически переговариваться, помня о том, что при разговоре увеличивается расход кислорода в закрытом пространстве;

з) находясь глубоко под обломками здания, перемещайте влево-вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи и т.п.) для обнаружения вас эхопеленгатором.

Иногда можно самому выбраться из завала. Делать это надо очень осторожно, стараясь не вызвать нового обвала. Если выбраться удалось – обязательно найдите штаб спасательных работ и зарегистрируйтесь.

 

3.4. Действия в районе перестрелки

3.4.1. Если стрельба застала Вас на улице:

сразу же лягте и осмотритесь, выберите ближайшее укрытие и проберитесь к нему, не поднимаясь в полный рост. Укрытием могут служить выступы зданий, памятники, бетонные столбы, бордюры, канавы и т.д. При первой возможности спрячьтесь в подъезде жилого дома, в подземном переходе и дождитесь окончания перестрелки;

примите меры для спасения детей, при необходимости прикройте их своим телом;

по возможности сообщите о происшедшем сотрудникам полиции.

3.4.2. Если стрельба застала Вас в здании, укройтесь в изолированной комнате и лягте на пол, т.к. находиться в не изолированной комнате опасно из-за возможного рикошета.

 

3.5. Действия при захвате в заложники:

не привлекайте к себе внимание бандитов, не смотрите им в глаза, снимите ювелирные украшения. Женщинам в мини-юбках желательно прикрыть ноги;

терпеливо переносите лишения, оскорбления и унижения, не ведите себя вызывающе, а покладисто, спокойно и, по возможности, миролюбиво. Будьте морально готовыми к тяжелым условиям содержания, применению преступниками повязок на глаза, кляпов, наручников или веревок;

по возможности выполняйте требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей, не противоречит бандитам, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной;

не передвигайтесь по помещению и не открывайте сумки без разрешения бандитов, прежде чем что-либо сделать (сесть, встать, попить, сходить в туалет и т.д.), спросите разрешения у преступников;

внимательно следите за поведением бандитов и их намерениями. Запомните приметы преступников (лица, одежду, оружие – все, что может помочь спецслужбам);

если вы ранены, постарайтесь не двигаться. Этим Вы предотвратите дополнительную потерю крови;

осмотрите помещение, отметьте места возможного укрытия в случае стрельбы;

делайте доступные в данных условиях физические упражнения, как минимум, напрягать и расслаблять поочередно все мышцы тела, если нельзя выполнять обычный гимнастический комплекс (подобные упражнения желательно повторять не менее трех раз в день);

не давайте ослабнуть своему сознанию. Разработайте программу возможных упражнений (как умственных, так и физических). Постоянно тренируйте память: вспоминайте исторические даты, фамилии знакомых людей, номера телефонов и т.п. Насколько позволяют силы и пространство помещения занимайтесь физическими упражнениями. Очень полезно во всех отношениях практиковать аутотренинг и медитацию, что помогает держать свою психику под контролем;

вспоминайте про себя прочитанные книги, последовательно обдумывать различные отвлеченные процессы (решать математические задачи, вспоминать иностранные слова и т.д.); в общем, ваш мозг должен работать;

если есть возможность, читайте все, что окажется под рукой, даже если этот текст совершенно вам не интересен; если разрешат, можно также писать, несмотря на то, что написанное наверняка будет отбираться - важен сам процесс, помогающий сохранить рассудок;

следите за временем, тем более что бандиты обычно отбирают часы, отказываются говорить, какой сейчас день и час, изолируют заложников от внешнего мира; отмечать смену дня и ночи (по активности преступников, по звукам, режиму питания, использовать подручные инструменты отсчета времени и т.д.);

по возможности относитесь к происходящему с вами как бы со стороны, не принимая случившееся близко к сердцу, до конца надеяться на благополучный исход. Страх, депрессия и апатия – три ваших главных врага;

не выбрасывайте вещи, которые могут позже пригодиться (лекарства, очки, письменные принадлежности и т.д.), старайтесь создать хотя бы минимальный запас питьевой воды и продовольствия на тот случай, если вас перестанут кормить;

при наличии проблем со здоровьем, убедитесь, что вы взяли с собой необходимые лекарства, сообщите охранникам о своих проблемах, при необходимости просите об оказании медицинской помощи или предоставлении лекарств;

если вам дали возможность поговорить с родственниками по телефону, держите себя в руках - не плачьте, не кричите, говорите коротко и по существу;

не допускайте истерических действий со стороны заложников, понуждайте их к спокойствию;

будьте внимательным, сосредоточьте Ваше внимание на звуках, движениях и т.п., запоминайте все, что может оказаться полезным для правоохранительных органов при вашем освобождении.

 

3.6.   Действия при проведении спецслужбами операции по освобождению заложников:

лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;

держитесь по возможности подальше от проемов дверей, окон;

ни в коем случае не бегите навстречу работникам спецслужб или от них, так как Вас могут принять за преступника;

во время освобождения выберите место за укрытием, не высовывайтесь до окончания стрельбы, выполняйте требования работников спецслужб.

 

Никогда не теряйте надежду на благополучный исход. Помните, чем больше времени пройдет, тем больше у Вас шансов на спасение.

Помните, что моменты захвата и освобождения заложников являются наиболее опасными. Если вдруг началась активизация сил безопасности и правоохранительных органов, старайтесь не оказаться на линии огня, не проявляйте поспешности и любопытства, чтобы вас не приняли за противника.

При взрыве или начале стрельбы немедленно падайте на землю, лучше под прикрытие (бордюр, торговую палатку, машину и т.п.). Для большей безопасности накройте голову руками, подручными предметами для защиты. Подчиняйтесь всем требованиям сотрудников правоохранительных органов.

По поступлении дополнительных рекомендаций в инструкцию могут вноситься необходимые изменения. Данные об ознакомлении с инструкцией  и результаты проверки ее знания целесообразно отражать в отдельных ведомостях (журналах).

 

[1] Взрывное устройство (ВУ) - специально изготовленное или приспособленное изделие, содержащее как минимум, заряд взрывчатого вещества (ВВ) и средство взрывания, пригодное и предназначенное для совершения работы в форме взрыва. Кроме них в конструкцию ВУ могут входить исполнительный механизм, корпус, готовые поражающие элементы и т. д.

Самодельное взрывное устройство (СВУ) — взрывное устройство, хотя бы один из элементов конструкции которого изготовлен самодельным (кустарным) способом.

[2] Пример типовой инструкции  по действиям руководителя и персонала ОМПЛ при угрозе или совершении террористического акта представлен в Приложении № 1.

[3] Материалы для размещения на информационных плакатах ОМПЛ.