Методические рекомендации по командно-штабным учениям

I. Нормативно-правовая база. Основные применяемые термины.

Командно-штабные учения, комплексные учения, тактико-специальные учения, а так же специальные учения по противопожарной защите (далее – учения) планируются и проводятся на основе требований постановлений Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года №841, от 4 сентября 2003 года №547 и от 25 мая 2005 года №335, организационных указаний МЧС России от 4 ноября 2000 года №33-3499-18, организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил и средств ГО и РСЧС на текущий год.

Командно-штабное учение (далее учение) является одной из основных форм совместной подготовки руководящего состава, комиссии по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности и органов управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций всех уровней, начальников и руководителей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к выполнению ими своих функциональных обязанностей по организации и планированию гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, достижению слаженности и оперативности в управлении действиями аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований) и единой дежурно-диспетчерской службы (дежурно-диспетчерских служб) организаций (объектов), по организации взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления привлекаемыми силами и средствами при проведении мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Командно-штабные учения проводятся в соответствии с Планом основных мероприятий на текущий год. Как самостоятельные мероприятия они также могут проводиться в составе командно-штабных и комплексных учений, проводимых вышестоящими органами управления, специально уполномоченными решать задачи по гражданской обороне и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе (или) при органах исполнительной власти или местного самоуправления.

Комплексные учения являются высшей, наиболее эффективной формой совместной подготовки руководящего состава КЧС и ОПБ, органов управления ГО и ЧС, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований и других сил и средств РСЧС и ГО, рабочих и служащих организаций  (объектов).

Тактико-специальные учения являются основной и наиболее эффективной формой подготовки сил и средств ГО и ЧС к выполнению задачпо предназначению.

Специальные учения по противопожарной защите являются основной формой практического обучения руководящего состава, КЧС и ОПБ, органов управления ГО и ЧС и подразделений Государственной противопожарной службы (федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации), муниципальной (ведомственной частной о добровольной) пожарной охраны, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, рабочих и служащих организаций действиям по предупреждению пожаров, обязанностям и мерам безопасности при возникновении пожара.

Плановые учения проводятся по завершению цикла обучения руководящего состава, органов управления и личного состава РСЧС и ГО по специальной подготовке, с целью слаживания органов управления  ГО и ЧС, АСС и АФС, совершенствования взаимодействия, отработки практический действий по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Проверочные учения проводятся по указанию старшего начальника в целях оценки степени готовности, уровня тактико-специальной подготовки органов управления ГО и ЧС, си и средств РСЧС и ГО.

Показные учения проводятся в целях установления единых взглядов руководства КЧС и ОПБ и органов управления ГО и ЧС на организацию применения сил и средств РСЧС и ГО, отработки общих методов организации работ в зоне ЧС, методики проведения учений, а так же показа наиболее целесообразных приёмов и способов действий по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Опытно-исследовательские учения проводятся в целях исследования новых форм и методов подготовки КЧС и ОПБ, органов управления ГО и ЧС, сил и средств РСЧС и ГО, проверки положений проектов нормативных документов, регламентирующих порядок применения формирований, технологии ведения АСДНР, а так же использования штатного имущества и техники.

 

II. Основные цели и требования, предъявляемые к учению 

Основные цели учения:

совершенствование практических навыков должностных лиц, руководства (специалистов) КЧС и ОПБ и органов управления ГО и ЧС в организации применения сил и средств ГО и РСЧС, в управлении ими при решении задач ГО и ликвидации ЧС в мирное и военное время;

достижения согласованности в работе руководящего состава, КЧС и ОПБ, органов управления ГО и ЧС, сил ГО и РСЧС объектов;

проверка реальности планирующих и других документов по ГО и защите населения от ЧС;

проверка эффективности выполняемых и спланированных мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта в условиях ЧС природного и техногенного характера в условиях мирного и военного времени;

исследование различных аспектов проблем ГО и защиты персонала объектов, населения, территорий от ЧС природного и техногенного и военного характера, прежде всего проблем управления аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований.

Основные Требования, предъявляемые к учению:

учёт реального состояния готовности КЧС и ОПБ и органов управления ГО и ЧС объектов к действиям в ЧС мирного и военного времени;

создание на учениях обстановки, позволяющей отрабатывать задачи, стоящие перед всеми категориями обучаемых и максимального приближения реальной возможности;

учёт технологических особенностей и возможных технологических аварий на объектах, готовности органов управления ГО и ЧС, АСС (АСФ) объектов к предупреждению и ликвидации ЧС мирного и военного времени;

возможность отработки задач, решаемых участниками учений по планам ГО и планам действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

исключение при подготовке и проведению учений возможности возникновения ситуаций, которые могут привести к человеческим жертвам, материальному ущербу, возрастанию социальной напряжённости в населённом пункте, ухудшению условий жизни и работы населения.

 

III. Организация руководства учением

Руководство проведением учения может осуществлять глава администрации муниципального образования, начальник (руководитель) органа управления ГО и ЧС, руководитель объединённой организации (объектов, занимающихся единой деятельностью, имеющих производственную подчинённость, но располагающихся на разных территориях города) и непосредственное руководство объекта.

Для разработки и проведения учения создаётся руководство и аппарат:

руководство – руководитель, заместители (помощники), начальник штаба руководства (заместитель руководителя учения);

аппарат – старшие посредники и посредники.

Руководитель  учения несёт полную ответственность за своевременную подготовку и высокое качество проведения учения. Процесс руководства он осуществляет лично, через заместителей (помощников), штаб руководства, а так же через посреднический аппарат.

 

IV. Порядок подготовки к учению

Подготовка учения включает:

уяснение исходных данных для разработки учения;

разработку и утверждение документов для проведения учения;

подготовку руководства учения и обучаемых;

подготовку места проведения учения;

организацию материального, технического и других видов обеспечения учения;

контроль и оказание помощи обучаемым.

Основные исходные данные:

тема учений;

учебные цели;

продолжительность;

сроки и место проведения учения;

этапы и учебные вопросы;

состав участников;

характер обстановки.

Разрабатываемые документы:

приказ (распоряжение) для проведения учения,

календарный план подготовки к учении.,

замысел учения с пояснительной запиской,

задание обучаемым на каждый этап учения,

план проведения учения,

план наращивания обстановки,

план проведения практических мероприятий на учении,

частные планы работы заместителей (помощников) руководителя учения и старших посредников (посредников),

другие документы, в зависимости от обстановки:

план проведения исследования на учении (при необходимости);

организационные указания;

оперативное задание;

порядок работы начальника штаба руководства;

схема проведения учения;

табель срочных донесений на учение;

ведомость контроля;

таблица сигналов;

перечень опознавательных групп:

перечень сигналов;

обстановка по времени и дате;

вводные отрабатываемые в ходе учения  и решения по ним (3-5);

разбор учения.

 

V. Содержание разрабатываемых документов и их полнота.

Приказ, распоряжение:

определяется тема, сроки, состав обучаемых и продолжительность учения;

назначается руководитель, заместители (помощники), начальник штаба, аппарат руководства;

определяются сроки разработки замысла и документов учения, определяются меры безопасности;

организуется материально-техническое обеспечение;

составляется табель донесений, представляемых руководству;

организуются другие вопросы, связанные с подготовкой района проведения учения.

 

План подготовки к учениям:

разрабатываемые документы и их содержание;

ответственные исполнители;

очерёдность и сроки исполнения мероприятий по подготовки к учениям.

Разделы плана:

состав организационных мероприятий по подготовке к учению;

порядок и сроки подготовки руководства, штаба руководства, посредников, обучаемых, пунктов управления, системы связи и оповещения;

мероприятия материально-технического обеспечения учения;

контроль за ходом подготовки к учениям.

Замысел учения с пояснительной запиской:

(разрабатывается не позднее за 30 суток)

решения руководителя на каждом этапе учения;

создаваемая обстановка;

силы и средства руководителя, предусматриваемые для достижения поставленных целей учения.

Карта (план, схема):

тема;

учебные цели;

время проведения учения;

состав участников (привлекаемые органы управления, силы и средства);

исходная обстановка:

пункт управления;

районы (места) дислокации (размещения) сил и средств РСЧС и ГО (в зависимости от темы проведения учения);

зоны разрушений;

маршруты эвакуации;

приёмные эвакопункты;

пункты временного размещения;

зоны возможного катастрофического затопления;

химическая, биологическая обстановка вследствие аварии на потенциально-опасных объектах, других объектах, способных повлиять на исходную обстановку;

другие данные, влияющие на отработку учебных вопросов:

этапы, их наименование, продолжительность, основные учебные вопросы и время для их отработки;

районы и участки розыгрыша этапов учения (при необходимости указываются места проведения: ТСУ с АСС (АСФ), проводимых в рамках учения);

нормы расхода моторесурсов и имитационных средств (или планируется проведение практических мероприятий).

Данные обстановки, которые не могут быть отражены графически, отрабатываются в таблицах.

В табличной форме представляются сведения:

о метеоусловиях;

численность персонала объекта;

обеспечение ИСЗ объекта;

об объёме АСДНР;

возможности АСС, АСФ и НАСФ ГО объекта;

другие необходимые данные.

Пояснительная записка к замыслу:

состав участников учения и их задачи;

общий характер исходной обстановки;

обстановка, создаваемая на последующих этапах;

порядок проведения учения (наименование этапов, их продолжительность по оперативному и астрономическому времени);

частная обстановка, по наиболее важным этапам учения;

учебные вопросы и порядок их отработки;

практические мероприятия;

организация руководства учением, время, место и порядок проведения разбора.

Задание обучаемым на каждый этап учения:

общая обстановка:

характеристика территории и района расположения объекта;

природно-климатические и метеоусловия;

время дня (ночи);

особенности потенциальных источников возникновения ЧС;

оценка социально-экономической ситуации, масштабов и последствий ЧС.

  • частная обстановка:

состояние органов управления;

состояние сил и средств РСЧС или ГО в зависимости от темы проведения учения;

обстановка на объекте;

другие сведения, побуждающие обучаемых, к действиям на учениях.

  • справочные данные:

сведения необходимые для обоснования принимаемых решений и уточнения планов ГО и защиты населения;

уточнения плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

уточнения укомплектованности и оснащённости органов управления и сил и средств;

данные системы оповещения;

сигналы управления и взаимодействия;

позывные должностных лиц для связи;

о состоянии коммуникаций;

данные метеоусловий;

другие сведения, необходимые для ориентировки обучаемых и принятия решения.

  • исполнителем – отдаются указания участникам учения:

что следует изучить и оценить по обстановке;

что следует исполнить;

к чему быть готовым в ходе отработки учебных вопросов.

План проведения учения

(основной документ для подготовки и проведения учения):

замысел руководства по этапам и общая последовательность проведения учения;

указывается тема и цели учения;

состав участников учения;

время и место проведения учения;

этапы и их продолжительность;

учебные вопросы;

отражается содержание вводных;

работа руководителя учением, заместителя (помощника) и посредников на этапах;

ожидаемые действия обучаемых, в том числе по выполнению организационных и практических мероприятий;

время начала и окончания учения;

время и место проведения общего и частных разборов.

План наращивания обстановки

(разрабатывается группой розыгрыша и посредниками):

тему учения;

учебные цели;

исследовательская цель;

время проведения;

состав обучаемых;

место проведения;

название этапов;

время их проведения (оперативное и астрономическое);

учебные вопросы на этапах;

содержание изменений оперативной обстановки;

способ доведения изменений обстановки;

время и должность лица, которому должны они доводиться.

План проведения практических мероприятий на учении.

тему учения;

учебные цели;

исследовательская цель;

время проведения;

состав обучаемых;

место проведения;

состав практических мероприятий, их содержание, время и место проведения;

привлекаемые силы и средства;

ответственные лица;

распределение мероприятий по этапам и времени проведения учения;

расчёт экономической эффективности практических мероприятий (проводится в целях оценки издержек экономической деятельности, связанных с отрывом личного состава формирований на подготовку и выполнения мероприятий).

Частные планы работы заместителей (помощников) руководителя учения и старших посредников (посредников)

личный план руководителя учением:

время и место его работы по этапам учения;

наличие проводимых мероприятий, состав привлекаемых участников учений, контролируемых должностных лиц и время их заслушивания в ходе учения;

указываются места и время проведения практических мероприятий;

вопросы оказания помощи обучаемым;

другие мероприятия.

Частные планы работы заместителя руководителя учением и посредников:

тема;

общие и частные учебные цели учения для соответствующих категорий обучаемых;

состав участников учения;

этапы учения и их продолжительность по астрономическому и оперативному времени;

учебные вопросы и время на их отработку;

содержание вводных; работа обучаемых, работа заместителя (помощника) руководителя учением и посредника;

порядок наращивания обстановки (время и способы вручения вводных;

сигналы управления;

необходимые справочные данные (расчёты);

сроки представления докладов руководителю учением;

время окончания учения;

проведение частных и общего разборов.

Другие документы, отрабатываемые при подготовке и проведении учения:

план проведения исследования на учении (при необходимости).

организационные указания.

оперативное задание.

порядок работы начальника штаба руководства.

схема проведения учения.

табель срочных донесений на учение.

ведомость контроля.

таблица сигналов.

перечень опознавательных групп.

перечень сигналов.

обстановка по времени и дате (3-5).

вводные отрабатываемые в ходе учения  и решения по ним (3-5).

разбор учения.

Материальное и техническое обеспечение подготовки и проведения учения:

обеспечение участников учения необходимой техникой, автотранспортом, имуществом и другими материальными средствами;

оборудование рабочих мест (помещений) руководства, штаба руководства и обучаемых необходимой мебелью, электроосвещением и т.д.;

подготовка резервной системы оповещения, связи и освещения;

обеспечение участников учением принадлежностью для работы, а так же организацию их питания и отдыха;

техническое обслуживание автотранспорта и другой техники, привлекаемой на учения.

По вопросам ГО на учения привлекаются:

руководящий состав объекта;

КЧС и ОПБ объекта;

отдел ГО и ЧС объекта;

руководители АСС (АСФ) объекта;

другие формирования объекта;

так же могут привлекаться силы и средства муниципального (регионального) уровня территориальной подсистемы РСЧС.

Основные методы работы руководителя учения:

личное общение, наблюдение и оценка стиля и методов работы обучаемых при исполнении функциональных обязанностей по организации ГО и защиты от ЧС в ходе учения;

заслушивание кратких докладов обучаемых;

изучение отработанных, планирующих и других документов;

анализ и оценка качества и своевременности выполняемых на учении практических мероприятий;

контроль и оказание помощи обучаемым в ходе проведения учения, при исполнении функциональных обязанностей, своевременного информирования обучаемых о положительных результатов и недостатков в работе.

 

VI. Разбор учения и оценка действиям органам управления и обучаемым

В тексте разбора излагаются:

общий замысел;

цели учения;

этапы и их краткое содержание;

задачи обучаемым, намеченные для отработки в ходе учения;

анализ действия обучаемых;

оценка этих действий;

имеющиеся недостатки;

ставятся задачи на устранение вскрытых недостатков.

Разбор учения проводится непосредственно после их окончания. Если требуется дополнительное время для обобщения результатов исследования и других материалов, то разбор может быть отнесён на несколько суток после окончания учения. Время, место и порядок проведения общего и частного разбора определяет руководитель учения.

При определении общих выводов необходимо учитывать не только результаты, установленные в ходе проведения учения, но и итоги предшествовавших учению  проверок, объективные показатели, характеризующие состояние защиты населения и территорий в мирное время и особый период.

Оценка за проведённое командно-штабное учение

При подведении итогов прошедшего учения руководитель оценивает работу органов управления, при этом может применяться общепринятая в системе подготовки градация оценок:

«отлично»:

если обучаемые органы управления показали высокую слаженность в работе;

качественно подготовили все документы и участников учения;

в ходе учения принимали целесообразные решения;

уверенно и непрерывно осуществляли управление, что обеспечило своевременное и в полном объёме выполнение подчинёнными силами поставленных задач.

«хорошо»:

если обучаемые органы управления показали хорошую слаженность в работе;

при разработке документов и подготовки участников учения были допущены незначительные недоработки;

принимаемые решения отвечали сложившейся обстановки;

в управлении подчинёнными силами имели место отдельные перебои, которые не оказали существенного влияния на отработку учебных вопросов и выполнении поставленных задач.

«удовлетворительно»:

если обучаемые органы управления работали недостаточно слаженно;

принимаемые решения не всегда отвечали сложившейся обстановке;

в управлении допускались значительные перебои, которые вместе с тем не привели к срыву выполнения подчинёнными силами поставленных задач.

«неудовлетворительно»:

если обучаемые органы управления работали неорганизованно;

документы и участников учения подготовили плохо;

принимаемые решения не отвечали сложившейся обстановки, в связи, с чем было сорвано выполнение подчинёнными силами поставленных задач;

учебные вопросы отработаны не полностью.

По итогам учения издаётся приказ (постановление) руководителя объекта (начальника органа управления ГО и ЧС), в котором установленным порядком вносятся необходимые изменения в систему профессиональной подготовки и планирующие документы по ГО и защите от ЧС.

Оперативное отделение управления гражданской защиты