Методические рекомендации по обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований

1.ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПЕРВИЧНЫХ МЕР ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»  и  ст. 14 Федерального закона от 6октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов относитсяобеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов предполагает:

  • создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
  • создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
  • оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
  • организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
  • принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
  • включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
  • оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
  • установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населен­ных пунктов относятся:

  • создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
  • включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
  • оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
  • установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Выполнение первичных мер пожарной безопасности необходимо осуществлять с привлечением населения к их проведению в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для выполнения социально значимых работ в области пожарной безопасности.

2. СОЗДАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ И ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Согласно статье 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ к основным видам пожарной охраны относятся:

  • государственная противопожарная служба;
  • муниципальная пожарная охрана;
  • ведомственная пожарная охрана;
  • частная пожарная охрана;
  • добровольная пожарная охрана. Основными задачами пожарной охраны являются:
  • организация и осуществление профилактики пожаров;
  • спасение людей и имущества при пожарах;

•   организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны оп­ределяются органами местного самоуправления.

Муниципальные подразделения пожарной охраны создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению руководителя органа местного самоуправления.

В таблице 1 представлен рекомендуемый вариант нормирования общего количества технических и кадровых ре­сурсов подразделений муниципальной пожарной охраны в поселениях в зависимости от численности населения и площади территории населенного пункта.

Исходя из тактических возможностей создаваемых подразделений муниципальной пожарной охраны, рекомендуется определять численность из расчета 1 единица личного состава муниципальной пожарной охраны на 200 человек населения населенных пунктов, расположенных в радиусе 12 километров.

В создаваемых подразделениях муниципальной пожарной охраны организуется круглосуточное дежурство личного состава с использованием пожарной техники. Для обеспечения боевой готовности подразделения муниципальной пожарной охраны, с учетом минимального количества личного состава - 5 человек, рекомендуется организовать дежурство одного водителя круглосуточно и одного водителя на 8-часовой рабочий день.

Обеспечение муниципальных пожарных специальной формой одежды и пожарно-техническим вооружением предлагается производить согласно действующим нормам в системе ГПС МЧС России. Подразделение обеспечивается телефонной и радиосвязью.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

Таблица   1  Рекомендуемые нормативы ресурсов муниципальной пожарной охраны

№ п/п

Население, тыс. чел.

S1, кв. км

N2

Количество ОПСА по видам

Р3

 

Численность л/с по должностям4

 

Общая

численность,

л/с5

ОПА«

СА

АПП

ОПА7

ПМ

ВС

ПС

ст. ПС

КО

ПНК

НК

R1

R2

R3

1

ДоЗ

<208

1

1

1

1

3

1

2

2

1

-

-

1

7

28

21

2

3-5

<20

1

1

1

1

3

1

2

2

-

1

-

1

7

28

21

3

5-10

<20

1

2

1

1

4

1

3

5

2

1

-

1

13

52

39

4

10-25

<20

1

2-3

1

1

1

5-6

1

4

8

2

1

1

1

18

72

54

5

25-50

<20

2

4

2

1

1-2

8-9

2

5

12

3

2

1

2

27

108

81

6

50-100

<20

2

5

2

2

2

11

2

7

15

4

2

2

2

34

136

102

20-40

3

5

2

2

3

12

2

7

15

4

2

2

2

34

136

102

7

100-150

20-40

3

6

3

2

2

13

3

8

18

3

3

3

3

41

164

123

40-60

3

6

3

3

3

15

3

9

18

3

3

3

3

42

168

126

8

150-200

20-40

4

7

3

3

3

16

3

10

20

6

3

3

3

48

192

144

40-60

4

7

4

3

3

17

4

10

20

6

3

3

3

49

196

147

60-80

5

8

4

3

4

19

4

11

24

4

4

4

4

55

220

165

9

200-300

40-60

5

8

5

3

4

20

5

11

24

4

4

4

4

56

224

168

60-80

5

9

5

4

4

22

5

13

25

5

5

5.

5

63

252

189

80-100

6

10

6

4

5

25

6

14

27

5

6

6

6

70

280

210

10

300-400

40-60

6

10

6

4

5

25

6

14

27

5

6

6

6

70

280

210

60-80

7

11

6

4

5

26

6

16

30

6

6

6

6

76

304

228

80-100

8

12

6

5

5

28

6

17

36

6

6

6

6

83

332

249

100-120

9

12

7

6

6

31

7

18

36

6

6

6

6

85

340

255

1 S - площадь территории города (населенного пункта). 2N - количество пожарно-спасательных депо.

3 Р - общая численность пожарно-спасательных автомобилей (боевой расчет + резерв).

4 Численность личного состава по должностям: ПМ - парамедик; ВС - водитель-спасатель; ПС -пожарный-спасатель; ст. ПС - старший пожарный-спасатель; КО - командир отделения; ПНК - помощник начальника караула; НК - начальник караула.

5 Общая численность личного состава: R1 - количество личного состава, находящегося на круглосуточном боевом дежурстве на основных пожарно-спасательных автомобилях; R2 - общая численность личного состава на основных пожарно-спасательных автомобилях МПСС при 4-сменном графике дежурства; R3 - общая численность личного состава на основных пожарно-спасательных автомобилях МПСС при 3-сменном графике дежурства.

6 ОПА - количество основных пожарных автомобилей в боевом расчете.

7 ОПА - количество основных пожарных автомобилей в резерве.

8 При непопадании города ни в одну из представленных категорий работает правило ближайшего соседа.

Таблица   2

Оценочные нормативы укомплектования добровольных

пожарно-спасательных формирований техникой и личным составом

в сельских муниципальных образованиях

№ п/п

Ресурсы

 

Удаленность сельского муниципального образования от ближайшего подразделения

противопожарной службы субъекта РФ или муниципальной пожарной охраны [км]

и состояние подъездных дорог

 

Твердое дорожное покрытие

Прочие дороги

Отсутствие подъезда к сельским поселениям

<5

5-10

10-20

20-30

>30

<5

5-10

10-20

20-30

>30

<5

5-10

10-20

20-30

>30

1

Необходимое число добровольных по­жарных-спасателей (на дежурстве) на сельское муници­пальное образование

11

2

2

3

3

2

2

3

3

4

2

3

4

4

4

2

Тип и количество пожарно-спасатель-ной техники на сель­ское муниципальное образование

 

м2

тр3, м

АЦ4, тр

АЦ, тр, м

м

тр,

м

АЦ, тр

АЦ, тр, м

АЦ, тр, м

м

тр, м

АЦ, тр, м

АЦ, тр, м

АЦ, тр, м

 

1 В таблице представлены

значения,

полученные методом экспертных оценок.

2м-

мотопомпа.

 

 

>-

трактор с бочкой.

 

 

АЦ

- автоцистерна.

 

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОРЯДКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ СИЛ И СРЕДСТВ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ

Порядок привлечения сил и средств муниципальной пожарной охраны для тушения пожаров на территории соответствующего муниципального образования осуществляется на основании расписаний выездов (планов привлечения сил и средств) (далее - Расписание (План)), разработанных согласно требованиям приказа Министра МЧС России от 5 мая 2008 г. № 240 «Об утверждении порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

План привлечения разрабатывается для тушения пожаров на территории субъекта Российской Федерации (за исключением города федерального значения).

Расписание выездов разрабатывается для тушения пожаров на территории города федерального значения, муниципального района, городского округа.

План привлечения (Расписание выезда в городе федерального значения), согласованный с начальником Главного управления и начальником органа управления специальных подразделений ФПС (при их наличии), представляется начальником соответствующего территориального гарнизона пожарной охраны на утверждение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Расписание выезда, согласованное с начальником Главного управления и с руководителями организаций, силы и средства которых привлекаются для тушения пожаров на территории муниципального образования, представляется начальником местного гарнизона пожарной охраны на утверждение главе муниципального образования, в интересах которого оно разработано.

Объектовые подразделения пожарной охраны, созданные на основании договоров с организациями, включаются в Расписание выезда только после согласования с руководителем охраняемой организации (собственником) путем заключения соглашений в установленном порядке. Заверенная копия Расписания выезда направляется руководителям организаций (собственникам).

Подразделения ведомственной, добровольной и частной пожарной охраны включаются в Расписание выезда также после согласования с руководителями организаций (собственниками).

Для муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, приказом начальника Главного управления устанавливается единая градация номеров (рангов) пожаров, включая повышенные номера (ранги) пожара.

Повышенный номер (ранг) пожара устанавливается на основании прогноза развития пожара, оценки обстановки, тактических возможностей подразделений гарнизона пожарной охраны и документов предварительного планирования действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ. Повышенный номер (ранг) также может объявляться по решению руководителя тушения пожара на основании разведки и оценки обстановки.

Наивысший номер (ранг) пожара предусматривает привлечение для тушения пожара максимального количества пожарных- расчетов (отделений) и аварийно-спасательных формирований на основных и специальных пожарных автомобилях, находящихся в расчете, с одновременным сбором свободного от несения службы личного состава и введением в расчет резервной техники.

Сбор личного состава, свободного от несения службы, и введение в расчет резервной техники предусматривается также при выезде дежурного караула (дежурной смены) на пожар за пределы муниципального образования, на территории которого дислоцируется не более одного подразделения пожарной охраны.

Разработка Расписания выезда включает в себя:

  • предварительное планирование действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и в организациях, расположенных на территории муниципального образования;
  • определение перечня организаций, расположенных на территории муниципального образования, в которых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ необходимо привлечение сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований по повышенным номерам (рангам) вызова;
  • определение перечня организаций, расположенных на территории муниципального образования, в которых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ необходимо привлечение сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований других муниципальных образований (далее - специальный перечень);
  • определение количества дополнительных сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, необходимых для тушения крупных пожаров в организациях (в населенных пунктах), вошедших в специальный перечень;
  • определение количества дополнительных сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований муниципального образования, которые могут быть выделены для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории соседних муниципальных образований;
  • разработку компенсирующих мероприятий по обеспечению необходимого уровня организации пожаротушения населенных пунктов и объектов муниципального образования при использовании сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории других муниципальных образований;
  • разработку и согласование инструкций о взаимодействии при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ со службами жизнеобеспечения, заинтересованными организациями и т. д.

Корректировка Расписания выезда проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в два года, а также при:

  • издании новых нормативных актов в области организации пожаротушения;
  • изменении границ районов выезда пожарных подразделений, аварийно-спасательных формирований и ОПТКП и границ акваторий для пожарно-спасательных судов;
  • изменении количества пожарных подразделений и аварийно-спасательных формирований, списочной численности личного состава, а также табеля положенности пожарной и специальной аварийно-спасательной техники;
    • проведении пожарно-тактических учений.

Разработка Плана привлечения включает в себя:

  • предварительное планирование действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
  • определение специального перечня объектов (населенных пунктов) субъекта Российской Федерации для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, на которых необходимо привлечение дополнительных сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований других субъектов Российской Федерации;
  • определение количества дополнительных сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, необходимых для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на объектах (в населенных пунктах), вошедших в специальный перечень;
  • определение количества дополнительных сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований соседних субъектов Российской Федерации, необходимых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории субъекта Российской Федерации;
  • разработку необходимых документов по определению порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на сопредельных территориях;
  • разработку мероприятий по обеспечению передислокации сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территориях других субъектов Российской Федерации;
  • разработку компенсирующих мероприятий по обеспечению необходимого уровня организации пожаротушения на территории субъекта Российской Федерации при использовании сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территориях других субъектов Российской Федерации;
  • разработку и согласование инструкций о взаимодействии со службами жизнеобеспечения и заинтересованными организациями. Корректировка Плана привлечения проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в два года, а также при условиях, указанных в разделе «Корректировка Расписания выезда».

 

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОПАГАНДЫ

И ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности является одной из форм профилактики пожаров и гибели людей.

Статьей 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ определено, что основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности на органы государственной власти, органы местного самоуправления возложены полномочия по проведению противопожарной пропаганды и обучению населения мерам пожарной безопасности.

Статья 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ определяет, что противопожарная пропаганда - это целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.

Для организации работы по пропаганде мер пожарной безопасности, обучения населения мерам пожарной безопасности на территории муниципального образования руководителем органа местного самоуправления соответствующим муниципальным нормативным актом назначается ответственное должностное лицо, определяется порядок контроля и учета работы, проводимой органами местного самоуправления поселений, городских округов, руководителями организаций, учреждений, учебных и дошкольных заведений независимо от формы собственности.

Должностное лицо органа местного самоуправления, ответственное за проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности, ведет всю необходимую документацию по планированию и учету работы, контролирует ее ведение руководителями органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций.

Органы местного самоуправления являются основными организаторами и исполнителями мероприятий по противопожарной пропаганде и обучению населения мерам пожарной безопасности на территории муниципального образования.

Кроме этого, проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности может возлагаться на инструкторов пожарной профилактики.

На противопожарную пропаганду и обучение в местных бюджетах в обязательном порядке предусматриваются денежные средства.

Противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности проводится на постоянной основе и непрерывно.

Противопожарная пропаганда по месту жительства осуществляется через:

  • радио, телевидение, обучающие теле- и радиопередачи, кинофильмы, встречи в редакциях;
  • средства печати - выпуск специальной литературы и рекламной продукции, листовок, памяток; публикации в газетах и журналах;
  • технические средства в местах массового пребывания людей (супермаркеты, рынки, вокзалы и т. д.);
  • средства наглядной агитации - плакаты, панно, иллюстрации, буклеты, альбомы, компьютерные технологии;
  • тематические выставки, смотры, конференции, конкурсы;
    • устную агитацию - доклады, лекции, беседы;
    • работу с творческими союзами (Союз журналистов, Союз художников, Союз композиторов и т. д.) по пропаганде противопожарных знаний.

Одной из форм противопожарной пропаганды могут быть сходы граждан, на которых также принимаются решения и по вопросам обеспечения пожарной безопасности в границах муниципального образования.

Одним из основных направлений противопожарной пропаганды является обучение населения мерам пожарной безопасности. Обучение осуществляется по специальным программам, которые разрабатываются юридическими и физическими лицами, осуществляющими обучение мерам пожарной безопасности. Программы подлежат обязательному согласованию с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области обеспечения пожарной безопасности.

Для каждой группы граждан разрабатываются тематические программы. Тематические программы, помимо общих требований, должны разрабатываться с учетом категории обучаемых, специфики профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности и положений отраслевых документов. Независимо от категории обучаемых, программы обучения должны содержать информацию по следующим направлениям:

  • нормативное правовое обеспечение в области пожарной безопасности;
  • права и обязанности организаций, руководителей и работников в области пожарной безопасности и ответственность за нарушения требований пожарной безопасности;
  • меры по предупреждению пожаров с учетом основных причин их возникновения; первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь;
  • первоочередные действия при обнаружении загорания и пожара: вызов пожарной охраны; ликвидация загорания, спасение людей и имущества;
    • порядок эвакуации;
    • оказание доврачебной помощи пострадавшим при пожаре;
      • соблюдение правил личной безопасности при пожаре.

Обучение учащихся средних общеобразовательных школ и воспитанников дошкольных учреждений мерам пожарной безопасности осуществляется через:

  • преподавание в рамках уроков ОБЖ;
  • специализированные периодические издания для детей;
  • тематические творческие конкурсы среди детей различных возрастных групп;
  • спортивные мероприятия по пожарно-прикладному спорту среди школьников и учащихся высших, средних специальных учебных заведений и учебных учреждений начального профессионального образования;
  • экскурсии в пожарно-спасательные подразделения с показом техники и рассказом о повседневной работе пожарных и спасателей;
  • приглашение специалистов пожарной охраны в учебные учреждения для проведения занятий и бесед;
  • организацию тематических утренников, КВН, тематических игр, викторин;
  • организацию работы в летних оздоровительных лагерях;
    • создание дружин юных пожарных;
    • оформление уголков пожарной безопасности.

Для специалистов министерств и ведомств, руководителей всех уровней производства, рабочих и служащих предприятий основными формами обучения мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум. Данная работа проводится в соответствии с приказом МЧС России от 12.12.2007 г. № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение  мерам пожарной  безопасности  работников организаций». Порядок согласования программ обучения прописан в «Инструкции о порядке согласования специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденной приказом МЧС России от 25.10.2005 г. № 764.

Ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников организаций несут администрации (собственники) этих организаций, должностные лица организаций, предприниматели без образования юридического лица, а также работники, заключившие трудовой договор с работодателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Контроль за организацией обучения мерам пожарной безопасности работников организаций осуществляют органы государственного пожарного надзора.

Обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства. Обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, имеющих лицензию на деятельность по тушению пожаров. Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.