Методические рекомендации по определению объема накопления средств индивидуальной защиты

УТВЕРЖДАЮ

 Начальник Главного управления МЧС России по

Ставропольскому краю

генерал-майор

И.В. Одер

 

«____» ____________ 2010 года

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке номенклатуры и объемов накопления средств радиационной, химической, биологической и медицинской защиты в составе запасов, создаваемых в целях гражданской обороны

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Методические рекомендации по разработке номенклатуры и объемов накопления средств радиационной, химической, биологической и медицинской (далее – РХБМ) защиты в составе запасов в целях гражданской обороны, создаваемых органами местного самоуправления и организациями на территории Ставропольского края (далее – Методические рекомендации) разработаны в соответствии с федеральными законами от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» (в ред. постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 г. № 49, от 15.06.2009 г. № 473), приказа МЧС России от 21.12.2005 г. № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» (в ред. приказа МЧС РФ от 19.04.2010 г. № 185) и определяют организацию и порядок накопления, хранения, освежения и использования средств РХБМ защиты органами местного самоуправления и организациями, независимо от их организационно – правовой формы, для обеспечения ими граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее – населения).

2. Запасы средств РХБМ защиты предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 г. № 473).

3. Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.

Запасы, накапливаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению сохранности указанных средств (приказ МЧС России от 27.05.2003 г. № 285 «Правила использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки контроля» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 29.07.2003 г., регистрационной № 4934), с изменениями, внесенными приказами МЧС России от 10.03.2006 г. № 140 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 24.03.2006  г., регистрационной № 7633) и от 19.04.2010 г. № 186 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 09.06.2010   г., регистрационной № 17539).

4. Запасы средств РХБМ защиты включают в себя:

средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) (противогазы, камеры защитные детские, респираторы, изолирующие дыхательные аппараты, комплект дополнительного патрона);

средства индивидуальной защиты (СИЗ) кожи (защитная одежда фильтрующего и изолирующего типа);

приборы радиационной, химической (далее – РХ) разведки и контроля;

медицинские средства индивидуальной защиты (МСИЗ) (аптечки индивидуальные, индивидуальные противохимические пакеты, индивидуальные перевязочные пакеты);

дегазирующие, дезактивирующие и дезинфицирующие вещества.

5. Обеспечение населения СИЗОД осуществляется:

федеральными органами исполнительной власти – работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

органами местного самоуправления – работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений;

организациями – работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.

6. В соответствии с приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 19.01.2006 г., регистрационной № 7384), с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 19.04.2010 г. № 185, в соответствии, с которыми обеспечению СИЗОД и МСИЗ подлежит население проживающее:

на территориях, отнесенных к группам по ГО;

в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по ГО;

на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения) в условиях применения оружия массового поражения;

на территориях в пределах границ зон возможного РХБ загрязнения (заражения) при авариях на РХБ опасных объектах в мирное время.

7. Номенклатура и объемы накопления средств РХБМ защиты утверждаются либо в составе нормативно правового акта по созданию запасов в целях ГО, либо распорядительным документом органа, на которого возложено создание данного вида запасов.

II. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ СОЗДАВАЕМЫХ В ЦЕЛЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЗАПАСОВ

СРЕДСТВ РХБМ ЗАЩИТЫ

1. Номенклатура запасов средств РХБМ защиты в целях гражданской обороны определяется создающими их органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территории, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время.

2. Номенклатура запасов средств РХБМ защиты для обеспечения НАСФ определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.

3. Номенклатура средств РХБМ защиты для защиты населения должна определяться с учетом прогнозируемых факторов поражения, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и включать, в том числе:

а) на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) – СИЗ органов дыхания и кожи, приборы радиационной разведки и контроля, МСИЗ и другие средства согласно приложению 1;

б) на территориях в пределах границ зон возможного химического заражения (загрязнения) - СИЗ органов дыхания и кожи, приборы химической разведки и контроля, МСИЗ и другие средства согласно приложению 1;

в) на территориях в пределах границ зон возможного биологического заражения (загрязнения) - СИЗ органов дыхания и кожи, МСИЗ и другие средства согласно приложению 1.

4. Определение конкретной номенклатуры средств РХБМ защиты в целях гражданской обороны осуществляют с учётом местных условий и (или) специфики своей деятельности органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации с информированием об этом соответствующих подразделений, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны

III. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМОВ НАКОПЛЕНИЯ ЗАПАСОВ СРЕДСТВ РХБМ ЗАЩИТЫ, СОЗДАВАЕМЫХ В ЦЕЛЯХ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

1. Порядок определения объёмов создаваемых в целях гражданской обороны запасов РХБМ защиты, накапливаемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, устанавливается для создаваемых ими НАСФ, исходя из примерных перечня создаваемых НАСФ и норм оснащения, определенных приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» (зарегистрирован в Минюсте РФ 19 января 2006 г. № 7383) в соответствии с приложениями 23.

2. При определении в целях гражданской обороны запасов средств РХБМ защиты должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 г. № 1340, сведения по которым представляются в Донесении по форме 1/РЕЗ ЧС.

При создании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС закупка и закладка на хранение СИЗ производится заблаговременно с недопущением случаев заключения договоров на экстренную их поставку при возникновении ЧС.

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации на основе принятого при разработке плана мероприятий по гражданской обороне варианта возможного развития обстановки в военное время прогнозируют и рассчитывают количество населения, которое может быть подвергнуто опасностям, возникающим при ведении военных действий или вследствие этих действий, и для которого необходима та или иная защита и (или) вид обеспечения. При этом должно учитываться и планируемое к эвакуации на данную территорию население из другого региона.

Для эвакуируемого населения должно предусматриваться создание запасов средств индивидуальной защиты органов дыхания.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА НАКОПЛЕНИЕМ, ХРАНЕНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ РХБМ ЗАЩИТЫ

1. Контроль за накоплением средств РХБМ защиты в запасах (резервах), их хранением и использованием по прямому назначению осуществляется:

территориальными органами МЧС России - за средствами РХБМ защиты в запасах (резервах) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;

органами по делам ГОЧС органов местного самоуправления - за средствами РХБМ защиты в запасах (резервах) органов местного самоуправления и организаций, расположенных на территории муниципального образования;

структурными подразделениями (работниками) организаций, уполномоченными на решение задач в области ГО и защиты населения, - за средствами РХБМ защиты в запасах (резервах) этих организаций.

2. Для обеспечения контроля за накоплением средств РХБМ защиты, создаваемых органами местного самоуправления и организациями в целях ГО, рекомендуется организовать ежегодное представление донесений о номенклатуре, количестве, распределении данных средств по форме, указанной в приложении 4.

В ежегодных донесениях в соответствии с табелем срочных донесений по формам 2/РХЗ, 1/МБЗ учитываются запасы средств РХБМ защиты всех уровней (органов местного самоуправления, объектов экономики).

3. Органы местного самоуправления и организации ежегодно планируют и осуществляют закупку средств РХБМ защиты в запасы (резервы)  в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для исключения фактов приобретения контрафактной и фальсифицированной продукции, в приложениях 56 приведены описания технических заданий (требований) (ТЗ) на продукцию СИЗОД, которые необходимо довести до руководителей сельских поселений и органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах исполнительной власти и заинтересованных организаций.

4. В соответствии с Инструкцией по проверке и оценке состояния гражданской обороны, утвержденной приказом МЧС России от 01.03.2004 г. № 97 ДСП (п. 2.8.), одним из вопросов проверки является создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Критерием положительной оценки данного вопроса является наличие не менее 50% от расчетной потребности (установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) соответствующих запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, средств индивидуальной защиты не менее 90%.