Методические рекомендации по организации профессиональной подготовки работников на 2016 год

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом

 

                                                                                              от 26.11.2015 № 195  

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации профессиональной подготовки

работников государственного казенного учреждения

 «Противопожарная и аварийно-спасательная служба

Ставропольского края» на 2016 год

 

1. Общие положения

 

1.1. Методические рекомендации по организации профессиональной подготовки работников государственного казенного учреждения «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края» (далее - учреждения) определяют порядок организации профессиональной подготовки всех категорий работающего персонала.

1.2. Профессиональная подготовка работников учреждения включает в себя:

первоначальное профессиональное обучение впервые принятых на работу работников;

последующее совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков работников учреждения, необходимых им для выполнения обязанностей по занимаемой должности;

обучение работников в процессе их повседневной служебной деятельности.

1.3. Основными задачами профессиональной подготовки являются:

изучение законодательных актов Российской Федерации, Правительства Ставропольского края, нормативных правовых актов МЧС России, регламентирующих деятельность учреждения и практическое применение работниками приобретенных знаний в ходе их повседневной служебной деятельности;

совершенствование навыков руководящего состава учреждения по управлению подчиненными подразделениями, обучению и воспитанию работников, внедрению в практику служебной деятельности передовых форм и методов работы;

подготовка квалифицированных кадров для решения задач, возлагаемых на учреждение;

формирование профессионального самосознания работников, повышения их чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики деятельности структурных подразделений учреждения;

обучение работников:

умелым и эффективным действиям, обеспечивающим успешное выполнение работниками должностных обязанностей;

приемам и способам обеспечения профессиональной и личной безопасности в экстремальных условиях их служебной деятельности, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций,

методам предупреждения угроз совершения террористических актов, минимизации и ликвидации их последствий;

оказанию первой помощи пострадавшим.

1.4. Общее руководство организацией профессиональной подготовки работников осуществляет помощник начальника учреждения по обучению.

1.5. Общее планирование профессиональной подготовки в учреждении и осуществление контроля за организацией и проведением занятий в учебных группах осуществляет начальник отдела планирования и профессиональной подготовки.

1.6. Непосредственное руководство профессиональной подготовкой работников осуществляют руководители структурных подразделений и руководители учебных групп учреждения.

1.7. Руководители подразделений учреждения обязаны создавать необходимые условия для обучения подчиненных работников и принимать непосредственное участие в проведении занятий по профессиональной подготовке.

1.8. Профессиональная подготовка работников структурных подразделений учреждения, от которых назначаются дежурные смены, осуществляется:

в ходе проведения ежедневных инструктажей заступающих дежурных смен;

в ходе проведения тренировок с дежурными сменами при проведении различных учений и тренировок, на которые они привлекаются;

в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке, проводимых в указанных подразделениях с периодичностью не реже, чем один раз в квартал по 3-5 учебных часов. 

Занятия по профессиональной подготовке с данными категориями работников проводятся в форме учебно-методических или учебно-тренировочных занятий с внесением записей в соответствующие разделы журнала учета занятий или журнала учета инструктажей дежурных смен. Тематика занятий определяется, исходя из решаемых вопросов и наиболее характерных чрезвычайных ситуаций.

1.9. Учебно-методические занятия по специальной (должностной) подготовке работников тыловых, кадровых финансовых подразделений и делопроизводств филиалов, водительского состава учреждения проводятся не реже двух раз в год под руководством начальников соответствующих управлений (служб, отделов).

Занятия по специальной (должностной) подготовке с работниками иных структурных подразделений учреждения проводятся по мере необходимости, по решению и под руководством начальников соответствующих  подразделений.

1.10. В ходе проведения занятий постоянное внимание должно уделяться психологической подготовке обучаемых, выработке у них уверенности    в надежности и эффективности мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, воспитанию стойкости, готовности выполнять обязанности в условиях сложной и динамично меняющейся обстановки, обеспечивая личную высокую организованность и дисциплину.

1.11. При подготовке личного состава подразделений пожарной охраны филиала учреждения ППС СК особое внимание следует уделить совершенствованию тактического мышления и навыков руководящего состава по руководству действиями пожарных подразделений на пожаре, взаимодействию пожарных подразделений с инженерно-техническими работниками объекта и специальными службами, отработке приёмов и способов тушения пожаров, совершенствованию физической подготовки и морально-волевых качеств личного состава.

1.12. При подготовке спасателей филиала учреждения АСС СК особое внимание следует уделять специальной, физической и морально-психологической подготовке личного состава к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Занятия по физической подготовке проводить не реже, двух раз в неделю по 2 часа. Особое внимание в ходе занятий должно уделяться развитию силовой выносливости, умению длительно переносить высокие физические и психологические нагрузки. Контрольные занятия проводятся ежемесячно под руководством руководителей подразделений с принятием зачетов, отработкой нормативов и выставлением оценок.

Тренировки спасателей по отработке нормативов оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях следует проводить не реже одного раза в месяц.

При проведении практических занятий со спасателями основное внимание следует обращать на приобретение ими навыков и умений по предметам обучения и на соблюдение правил и мер безопасности при проведении аварийно-спасательных работ.

Особое внимание следует обратить на повышение эффективности и качества отработки упражнений при ведении спасательных работ в условиях дорожно-транспортных происшествий с соблюдением мер безопасности при работе со спасательным оборудованием.

1.13. У работников центра обработки вызовов и информационного центра филиала учреждения СОВИ СК, а так же у специалистов группы радиотелеграфной связи узла связи, с периодичностью не реже одного раза в полгода принимаются зачеты, по результатам которых принимается решение об их дальнейшем допуске к работе.

Квалификационные испытания (зачеты) спасателей по водной и горной подготовке, учебно-тренировочные сборы водолазов-спасателей с тренировочными погружениями и отработкой учебных задач проводятся не реже 1 раза в полгода.

Контрольно-проверочные пожарно-тактические учения следует проводить при подведении итогов профессиональной подготовки за год.

Подведение итогов и оценка профессиональной подготовки других категорий работников проводится в конце учебного года в ходе контрольных занятий руководителем соответствующей учебной группы.

Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в ходе контрольных занятий, определяется руководителем учебной группы.

1.14. По результатам контрольных итоговых занятий (зачетов) составляется оценочная ведомость (приложение 1), оценки заносятся в журнал учета профессиональной подготовки учебной группы.

Оценочная ведомость подшивается в номенклатурное дело соответствующего структурного подразделения и хранится в течение одного календарного года после окончания периода обучения, а ее копия направляется в отдел планирования и профессиональной подготовки для учета и обобщения.

 

2. Группы, создаваемые в учреждении по профессиональной подготовке и их состав

 

2.1. С учетом особенностей размещения структурных подразделений и специфики деятельности их работников, для организации и проведения занятий по профессиональной подготовке в учреждении создаются 8 учебных групп:

группа № 1 - управление гражданской защиты, отдел режима секретности и безопасности информации, пресс-служба «ПАСС СК», отдел по вопросам внедрения АПК «Безопасный город»; служба охраны труда и техники безопасности;

группа № 2 - филиал учреждения «Противопожарная служба Ставропольского края»;

группа № 3 - филиал учреждения «Аварийно-спасательная служба Ставропольского края»;

группа № 4 - филиал учреждения «Служба обработки вызовов и информации Ставропольского края»;

группа № 5 - управление тыла и материально - технического обеспечения;

группа № 6 - финансово - экономическое управление, отдел планирования и профессиональной подготовки;

группа № 7 - служба кадрового обеспечения и делопроизводства, правовой отдел, сектор по работе в сфере государственного заказа, узел связи, отделение программного обеспечения;

группа № 8 - управление ведомственной охраны.

В филиалах учреждения и управлении ведомственной охраны (группы  №№ 2, 3, 4, 8), с учетом особенностей дислокации входящих в их состав подразделений и специфики их деятельности, создаются учебные подгруппы.

2.2. Руководители учебных групп и их помощники назначаются приказом начальника учреждения.

Руководители подгрупп в учебных группах №№ 2, 3, 4, назначаются приказами начальников соответствующих филиалов учреждения.

 

3. Порядок организации профессиональной подготовки

 

3.1. Профессиональная подготовка  работников учреждения планируется:

в учебных группах №№ 1, 5, 6, 7, - по единой 19 часовой программе профессиональной подготовки работников государственного казенного учреждения «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края» на учебный год;

в учебных группах №№ 2, 3, 4, 8 – в соответствии с разработанными в соответствующих филиалах (управлении) программами обучения.

Занятия по профессиональной подготовке организуются и проводятся в рабочее время, в соответствии с расписаниями занятий, утвержденными начальником учреждения.

3.2. Началом учебного года считается первый рабочий день января, окончанием учебного года - последний рабочий день ноября.

Учебный год заканчивается проведением итоговых контрольных занятий и принятием зачетов.

3.3. Сведения о состоянии профессиональной подготовки в учебных группах до 30 числа последнего месяца каждого квартала представляются начальниками учебных групп (учебных подгрупп группы № 8) в отдел планирования и профессиональной подготовки для учета и обобщения (приложение 2).

3.4. В целях организации профессиональной подготовки для учебных групп разрабатываются:

программа профессиональной подготовки;

тематический план профессиональной подготовки на учебный год (приложение 3);

расписание занятий по профессиональной подготовке на учебный год (приложение 4).

3.5. Указанные в п. 3.4. документы по организации профессиональной подготовки согласовываются с начальником отдела планирования и профессиональной подготовки, утверждаются начальником учреждения и разрабатываются:

отделом планирования и профессиональной подготовки – для учебных групп №№ 1, 5, 6, 7, 8;

руководством соответствующих структурных подразделений – для учебных групп №№ 2, 3, 4.

3.6. Перечни тем профессиональной подготовки, учитывающие специфику служебной деятельности подразделений учреждения, требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Ставропольского края, нормативных правовых актов МЧС России, разрабатываются на учебный год соответствующими структурными подразделениями, согласовываются с начальником отдела планирования и профессиональной подготовки и утверждаются начальником учреждения в форме тематического плана.

3.7. Наименование учебной темы, место и время проведения занятий по профессиональной подготовке доводится  руководителем учебной группы (помощником) до руководителя подразделения, ответственного за проведение учебных занятий, не менее чем за 10 дней до даты их проведения.

3.8. Руководителями занятий по изучаемым темам могут назначаться:  руководящий состав учреждения, руководители и наиболее подготовленные работники профильных структурных подразделений, преподавательский состав учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.

3.9. Лица, проводящие занятия по профессиональной подготовке, по каждой изучаемой теме должны иметь утвержденный начальником учреждения план-конспект (приложение 5), использовать в ходе занятий технические средства обучения и проводить выборочную проверку качества усвоения работниками изученного материала методом опроса, с последующим выставлением оценок в журнал учета проведения занятий.

3.10. Подготовленные учебно-методические материалы (планы-конспекты, пла­ны проведения занятий, лекции, схемы и т. п.) представляются руководителями занятий на утверждение начальнику учреждения не позднее, чем за 5 дней до дня проведения занятий.

3.11. Теоретический материал излагается путем рассказа или объяснения, с использованием наглядных материалов (слайдов, видеофильмов) в объеме, необходимом для правильного и четкого выполнения обучаемыми практических приемов и действий.

3.12. Отчётный учебно-методический материал по проведенным занятиям хранится в делопроизводствах соответствующих структурных подразделений учреждения в течение одного календарного года, следующего за завершившимся периодом обучения.

3.13. Каждый работник учреждения должен иметь тетрадь для ведения конспектов по изучаемым темам. 

Работники, имеющие допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, в ходе занятий по тематике, содержащей такие сведения, обязаны вести записи в служебных (рабочих) тетрадях (прошнурованных, пронумерованных, скрепленных печатью и зарегистрированных в отделе режима секретности и безопасности информации).

3.14. Руководители учебных групп обязаны:

организовывать обучение и подготовку работников и лично проводить занятия;

обеспечивать контроль за посещаемостью занятий в учебных группах;

осуществлять регулярную проверку уровня знаний работников, а также порядок ведения ими записей в рабочих тетрадях;

создавать необходимую обстановку и условия, стимулирующие у работников потребность в постоянном повышении своих знаний по своей специальности;

совершенствовать имеющиеся и внедрять новые формы и методы обучения работников;

ежеквартально представлять в отдел планирования и профессиональной подготовки сведения о состоянии профессиональной подготовки в учебной группе;

проводить контрольные занятия за прошедший учебный год, подводить итоги профессиональной подготовки в учебной группе и определять задачи на предстоящий период обучения.

3.15. Уровень профессиональной подготовки работников оценивается:

в ходе повседневной служебной деятельности в течение учебного года;

при проведении практических мероприятий, тренировок и учений;

в ходе проведения квалификационных испытаний и зачетов;

при проведении итоговых занятий по окончании учебного года.

3.16. Уровень знаний, умений и практических навыков по профессиональной подготовке определяется на контрольном занятии в конце учебного года методом проведения зачёта (собеседования) по материалам пройденных тем с выставлением итоговой оценки по двухбалльной системе: «зачет», «незачет».

 

4. Организация контроля за ходом профессиональной подготовки

 

Руководители филиалов (управлений) учреждения осуществляют личный контроль за посещаемостью занятий и организацией профессиональной подготовки подчиненных работников, делая запись о результатах проверки в соответствующем разделе журнала учета профессиональной подготовки.

Общий контроль за организацией и ходом проведения занятий в системе профессиональной подготовки работников учреждения возлагается на начальника отдела планирования и профессиональной подготовки.

 

5. Учет итогов обучения и уровня подготовленности

 

Учет итогов обучения и уровня подготовленности работников ведется в журналах учета профессиональной подготовки (приложение 6).

Журналы учета профессиональной подготовки ведутся в каждой учебной группе (подгруппе). Руководителями занятий в журналы вносятся записи о проведенных занятиях с указанием даты проведения, вида и темы занятия, делаются отметки о посещаемости занятий, а также выставляются оценки знаний обучаемых.   

Работники, ответственные за ведение журналов учёта профессиональной подготовки и номенклатурных дел с отчётными документами по проводимым занятиям, назначаются  решением руководителя учебной группы.

 

6. Руководящие документы по организации

профессиональной подготовки в учреждении

 

Основными руководящими документами по организации профессиональной подготовки в учреждении в 2016 году являются:

Постановление Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской  обороны»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного характера»;

Организационно-методические указания МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2014 – 2016 годы от 10 сентября 2013 г. № 2-4-87-28-14;

Организационно-методических указаний МЧС России по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и безопасности людей на водных объектах на 2016-2020 годы от 12 ноября 2015 г. № 43-5413-11

Распоряжение Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2006 г. № 394-р «Об организации обучения населения Ставропольского края в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Примерная программа обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденная Губернатором Ставропольского края 20 декабря 2013 г.;

Устав государственного казенного учреждения «Противопожарная и аварийно – спасательная служба Ставропольского края».

 

 

Помощник начальника учреждения

по обучению                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  И.И.Калашников