Методические рекомендации по пунктам специальной обработки

МЧС РОССИИ

 

главное управление МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ  ОБОРОНЫ,

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по оборудованию и подготовке пунктов специальной обработки

транспорта на предприятиях и в учреждениях

 Ставропольского края

 

г. СТАВРОПОЛЬ

2008 г.

Методические рекомендации

по оборудованию и подготовке пунктов специальной обработки

транспорта на предприятиях, и в учреждениях

Ставропольского края

 

1. Размещение пунктов специальной обработки транспорта.

1.1. Пункты специальной обработки транспорта (ПСОТ) должны обеспечить проведение полной специальной обработ­ки техники аварийно-спасательных формирований ГО. ПСОТ развертываются ав­тотранспортными службами ГО в качестве самостоятель­ных объектов или в составе пунктов специальной об­работки. ПСОТ могут быть стационарными или вре­менными (полевыми).

1.2. При оборудовании и подготовке пунктов специальной обработки на базе действующих автотранспортных предприятий, станций технического обслуживания и мойки автомобилей следует предусматривать проведение специальной обработки транспорта на поточных линиях и проездных постах.

1.3. При проектировании пунктов специальной обработки транспорта следует предусматривать их круглосуточную работу и не допущение пересечения загрязненных потоков техники с потоками, прошедшими специальную обработку. При проектировании ПСОТ необходимо учитывать последовательность выполнения следующих операций:

контроль загрязненности транспорта (при его загрязнении РВ);

чистка и мойка наружных и внутренних поверхностей транспорта (при его загрязнении РВ;

нанесение на поверхность транспорта обезвреживающих веществ (при дегазации и дезинфекции);

выдержка (при дезинфекции) нанесенных веществ на поверхности транспорта;

смывание (снятие) обеззараживающих веществ;

повторный контроль степени загрязненности РВ транспорта и в случае необходимости повторение дезактивации;

смазка поверхностей деталей и инструмента, изготовленных из легко коррозирующих материалов.

1.4. При специальной обработке транспорта следует принимать не менее двух последовательно расположенных рабочих постов.

Рабочий пост «чистой» зоны, предназначенный для повторного контроля загрязненности и для смазки, допускается располагать отдельно от «грязной» зоны в смежном помещении или вне здания - на территории предприятия.

Рабочие посты «грязной» и «чистой» зон, расположенные в одном помещении, следует отделять перегородками с проемами для проезда автомобилей. Проемы должны быть оснащены водонепроницаемыми шторами.

1.5. В одном помещении допускается размещать два и более параллельно расположенных потоков для специальной обработки транспорта, при этом посты «грязных» зон параллельных потоков должны быть изолированы один от другого перегородками или экранами высотой не менее 2,4 м.

1.6. На постах специальной обработки транспорта в «грязной» зоне следует   предусматривать   установку   рабочих   столов  с  металлическим  или

пластмассовым покрытием, а также металлических емкостей с обезвреживающими растворами для специальной обработки узлов, деталей и инструмента, снимаемых с автомобилей.

1.7. В «чистой» зоне следует предусматривать установку рабочих столов для повторного контроля и смазки снятых узлов, деталей и инструмента.

1.8. К моечному оборудованию и рабочим столам, расположенным в «грязной» и «чистой» зонах, следует предусматривать подвод через смеситель холодной и горячей воды, а также сжатого воздуха.

Температура воды для мойки подвижного состава с использованием механизированных установок не нормируется. При ручной шланговой мойке температура воды должна быть 20 - 40°С.

1.9. Рабочие посты «грязной» и «чистой» зон для работ в нижней части подвижного состава должны быть оборудованы осмотровыми канавами, эстакадами или подъемниками.

1.10. В одном здании с помещением для специальной обработки транспорта необходимо предусматривать раздельные помещения для хранения средств специальной обработки и материалов. Площадь помещения следует принимать в зависимости от пропускной способности участка обеззараживания транспорта, но не менее 8 м2. Вход в помещение следует предусматривать из «чистой» зоны. Помещение должно быть оборудовано стеллажами.

1.11. Помещение для обслуживающего персонала и санитарный пропускник, как правило, следует располагать в одном здании с постами специальной обработки транспорта.

Помещение для обслуживающего персонала должно иметь вход со стороны «чистой» зоны.

1.12. Для санитарных пропускников допускается приспосабливать санитарно-бытовые помещения (с двумя душевыми сетками и более), находящиеся в других корпусах предприятия.

1.13. В помещениях специальной обработки транспорта, помещениях для обслуживающего персонала и на складе загрязненной одежды следует предусматривать поливочные краны для мытья полов.

1.14. Сточные воды из помещений, приспосабливаемых для специальной обработки транспорта, должны поступать на очистные сооружения оборотного водоснабжения. Используемые в обычное время при санитарной обработке транспорта очистные сооружения должны быть переведены на прямоточную схему без изменений схемы очистки.

Время пребывания сточных вод в очистных сооружениях должно быть не менее 30 мин.

Сточные воды после очистки должны быть сброшены в бытовую или дождевую канализацию.

Осадок или масла из очистных сооружений следует вывозить в места, согласованные с местной санитарно-эпидемиологической станцией.

 

2. Состав и оснащение пунктов специальной обработки транспорта.

2.1. Состав и оснащение пунктов специальной обработки транспорта зависит от содержания и объёма возлагаемых на них задач.

Один из возможных вариантов пункта специальной обработки транспорта организационно может состоять из:

управления;

звена контроля и распределения транспорта;

звена приготовления растворов и сбора (специальной обработки) зараженных средств защиты;

специальной обработки;

звена специальной обработки транспорта;

поста контроля полноты проведения специальной обработки техники;

санитарно-обмывочного отделения;

и другие.

2.2. В управление входят начальник пункта специальной обработки транспорта и его заместитель (При наличии 1-2 звеньев специальной обработки, обязанности заместителя начальника пункта могут возлагаться на одного из руководителей звеньев).

2.3. В состав звена контроля и распределения транспорта назначаются руководитель звена, специалисты по радиационному и химическому обследованию техники с приборами радиационного и химического контроля.

2.4. В состав звена специальной обработки транспорта назначаются руководитель звена, химики-дегазаторы, водители специальной техники.

2.5. В состав звена приготовления растворов и сбора (специальной обработки) зараженных средств защиты назначаются руководитель звена, химики-дегазаторы, кладовщик.

2.6. В состав санитарно-обмывочного отделения назначаются руководитель отделения, химики-дезинфекторы, санитарный инструктор.

2.7. Пост контроля полноты проведения специальной обработки техники может быть представлен одним специалистом с приборами радиационного и химического контроля.

2.8. Другой вариант организации пункта специальной обработки транспорта схематично представлен ниже.

организации пункта специальной обработки транспорта

контроля и распределения транспорта

специальной

обработки транспорта

приготовления

растворов и санитарной обработки

Руководитель звена -1 Химик-разведчик-1 Химик-дозиметрист - 1

 

Назначение и техническое оснащение

элементов пункта специальной обработки транспорта

Элемент станции обеззараживания

транспорта

Назначение элементов санитарно-обмывочных пунктов

Техническое оснащение элементов санитарно-обмывочных пунктов

Примечание

Контрольно-распределительный пост

Для контроля радиоактивного за грязнения и обнаружения химическо­го заражения техники, прибывающей на СОТ, в целях определения необхо­димости проведения специальной об­работки и организации потоков ее прохождения"

Измеритель мощности дозы ДП-5В (-5А, -5Б, |-5М), войсковой прибор

{химической разведки

(ВПХР), стол, стул, па­латка со всем оборудо­ванием  и  документация

Площадка ожидания

Для временного нахождения техни­чки, прибывшей на СОТ, до начала специальной обработки

Границы площадки должны быть четко раз­личимы как в дневное, так и в ночное время

Площадка  специальной

обработки

Для дегазации, дезактивации и дезинфекции техники, прибывшей на СОТ

Площадка обработанных

машин

Для пропитки, смазки и подготовки 'техники, прошедшей специальную об­работку, к эксплуатации

Площадки (развертыва­ются в полевых условиях)

Для дегазации, дезактивации и дезинфекции техники

Эстакады или бревенчатый настил, столы или щиты для специальной обработки съемных уз­лов транспортных средств

Площадки располага-1ют недалеко от маршру­тов передвижения сил ГО в местах, имеющих водоисточники и подъездные пути

 

Руководитель звена - 1 Химик-дегазатор - 3

Руководитель звена  - 1

Химик-дегазатор - 1

Химик-дезинфектор - 1 Кладовщик - химик - 1

Санитарный инструктор

 

2.9. Технические средства пункта специальной обработки транспорта включают оборудование базовых объек­тов, дополненное средствами в зависимости от назна­чения помещений и площадок, а также от планируе­мой пропускной способности.

Основными элементами и площадками СОТ являются: контрольно-распределительный пост; площадка ожидания; площадка специальной обработки; площадка обработанных машин

Полевые пункты специальной обработки транспорта оборудуют с  использованием поливочно-моечных машин или автопоилок, а также техники аварийно-спасательных формирова­ний.

Примерная схема помещения мойки и уборки автомобилей, приспособленного для специальной обработки техники при двух параллельных поточных линиях

 

«Грязная зона»                                       «Чистая зона»

Условные  обозначения:

1 — рабочий пост;

2 — стол для деталей;

3 — ларь для обтирочных материалов;

4 — емкость металлическая для приготовления растворов специальной обработки;

5 — установка для мойки шланговая;

6 — водонепроницаемая штора;

7 — экран;

8 — перегородка;

9 — контрольно-распределительный пост (КРП)

3. Порядок проведения специальной обработки техники.

3.1. Дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию ав­томобильной техники проводят способами, различа­ющимися для автомобилей с кузовами-фургонами, с тентами или без тентов.

3.2. Полную дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию автомобильной техники с кузовами-фурго­нами и автобусов проводят способом протирания оро­шаемой наружной поверхности щеткой с помощью брандспойтов со щетками.

Оборудование кабин и внутренние поверхности кузовов-фургонов и автобусов протирают ветошью, смоченной раствором для  специальной обработки.

3.3. Перед началом обработки автомобильной техники без тентов из кузова выгружают груз и съем­ное оборудование, очищают qt грязи ходовую часть. Затем с помощью брандспойтов со щетками последо­вательно протирают сначала наружные поверхности сверху вниз, затем пол (днища) внутри кабин, кузо­ва. Одновременно обрабатывают съемное оборудо­вание и груз. Особенно тщательно обрабатывают ка­бину, капот, подножки, двигатель, радиатор, внутренние поверхности и оборудование кабины.

Перед началом обработки автомобильной техни­ки с тентами (брезентами) последние снимают и об­рабатывают отдельно. Снятые тенты (брезенты) де­зактивируют обметанием, выколачиванием. Влажные, замасленные и сильно загрязненные тенты (брезен­ты) моют дезактивирующими растворами с одновременным протиранием щетками. В зимнее время тен­ты (брезенты) дезактивируют обметанием, а также протиранием снегом.

При дегазации (дезинфекции) тенты (брезенты) протирают до полного промокания дегазирующими (дезинфицирующими) растворами.

3. 4. Тракторную технику, бульдозеры, экскавато­ры, технические средства, смонтированные на обыч­ных автомобильных шасси, дегазируют, дезактивиру­ют и дезинфицируют в том же порядке и теми же средствами, что и автомобильную технику.

4. Обязанности должностных лиц пункта специальной обработки транспорта.

Объем обязанностей должностных лиц ПСОТ определяет руководитель ПСОТ исходя из организационно-штатной структуру ПСОТ, стоящих перед ним задач и местных особенностей. Ниже представлен примерный перечень обязанностей должностных лиц ПСОТ, который в каждом случае подлежит обязательной корректировке и уточнению

4.1. Начальник ПСОТ отвечает за постоянную готовность ПСОТ к работе, за быстрое и качественное проведение специальной об­работки транспортных и технических средств.

Он обязан:

обеспечить укомплектованность ПСОТ личным составом и та­бельным имуществом;

знать техническое оборудование ПСОТ, правила его эксплуа­тации, лично проверять и обеспечивать его исправность, сохран­ность и постоянную работоспособность;

знать обязанности личного состава ПСОТ проводить с ними занятия по специальной подготовке;

руководить работой личного состава ПСОТ и следить за соблюдением требований безопасности

определять режим использования средств индивидуальной защиты;

пополнять  израсходованные  имущество и материалы;

вести учет зараженного транспорта, проходящего специаль­ную обработку, докладывать о проведении специальной обра­ботки транспорта.

4.2. Командир звена контроля и распределения транспорта отвечает за правильный приём и учёт поступающего транспорта, и подго­товку его к специальной обработке.

Он обязан:

выполнять обязанности начальника ПСОТ во время его от­сутствия;

знать средства специальной обработки, радиационного и химического контроля;

знать обязанности личного состава звена, проводить с ним занятия по специальной подготовке;

оборудовать и готовить рабочие места личного состава звена;

руководить работой личного состава звена и оказывать ему помощь;

принимать и учитывать транспорт, прибывающий на ПСОТ, регулировать его движение на входе после специальной обра­ботки;

организовать специальную обработку съемного оборудова­ния транспортных средств.

4.3. Химик-дозиметрист отвечает за достоверность контроля степени загрязнения объектов радиоактивными веществами и определе­ние наличия химического заражения, типа отравляющего ве­щества.

Он обязан:

знать приборы радиационного и химического контроля, уметь с ними работать, содержать их в исправном и рабо­тоспособном состоянии;

проверять степень загрязнения радиоактивными вещества­ми транспорта и людей, прибывающих на ПСОТ;

определять тип отравляющих веществ, которыми заражен транспорт, поступающий ПСОТ;

вести радиационное и химическое наблюдение в районе ПСОТ;

участвовать в специальной обработке рабочих мест звена.

4.4. Химик-дегазатор отвечает за проведение специальной обра­ботки съемного оборудования транспортных средств. Он обязан:

знать средства специальной обработки и уметь их исполь­зовать;

оказывать помощь личному составу, сопровождающему транспорт, в проведении специальной обработки съемного обо­рудования;

периодически проводить специальную обработку рабочих мест звена.

4.5. Командир звена специальной обработки транспорта отве­чает за быстрое и качественное проведение специальной обра­ботки подвижного состава транспорта.

Он обязан:

знать средства радиационного и химического контроля и контролировать качество специальной обработки;

знать средства специальной обработки и уметь ими пользо­ваться;

знать обязанности личного состава, проводить с ним заня­тия по специальной подготовке;

оборудовать и готовить рабочие места личного состава звена;

установить необходимый способ специальной обработки транспорта;

руководить работой личного состава звена и оказывать ему помощь;

организовать уборку и специальную обработку рабочих мест звена.

4.6. Химик-дегазатор отвечает за своевременную и качественную специальную обработку транспорта.

Он обязан:

знать технические средства и уметь проводить ими спе­циальную обработку;

проводить специальную обработку транспорта, прибывшего на ПСОТ;

участвовать в проведении специальной обработки ПСОТ.

4.7. Командир звена приготовления растворов и санитарной об­работки отвечает за своевременное и качественное приготовле­ние растворов для специальной обработки и качественную са­нитарную обработку личного состава станции и людей, прибы­вающих на ПСОТ.

Он обязан:

знать средства санитарной обработки и уметь ими поль­зоваться;

знать растворы (рецептуры, вещества) для специальной об­работки и правила их приготовления;

знать обязанности личного состава, проводить с ним заня­тия по специальной подготовке;

оборудовать  рабочие  места  личного  состава  звена;

руководить работой личного состава звена и оказывать ему помощь.

4.8. Химик-дегазатор отвечает за своевременное и качественное приготовление растворов (рецептур) для специальной обработки.

Он обязан:

знать растворы, рецептуры и вещества, используемые для специальной обработки, и уметь их готовить;

готовить растворы (рецептуры) для специальной обработки;

участвовать в проведении специальной обработки ПСОТ.

4.9. Кладовщик-химик отвечает за сохранность средств специальной обработки и других материальных средств.

Он обязан:

знать требования безопасности при работе с химикатами;

контролировать поступление на ПСОТ материалов и имуще­ства, организовать их учет и хранение;

иметь в наличии и контролировать исправность и пригодность средств спе­циальной обработки;

принимать участие в специальной обработке рабочих мест звена;

выдавать чистые средства индивидуальной защиты, одежду и обувь лицам, прошедшим санитарную обработку.

4.10. Химик-дезинфектор отвечает за готовность санитарного про­пускника и своевременную и качественную санитарную обра­ботку личного Состава.

Он обязан:

знать порядок и правила проведения санитарной обработки, поддерживать в исправности и готовности к работе санитарный пропускник;

готовить к работе средства для специальной обработки противогазов и моющие растворы;

оказывать помощь в проведении обработки противогазов и пакетов с личными документами;

принимать зараженные средства индивидуальной защиты, одежду и обувь;

следить за порядком и соблюдением безопасности при про­ведении санитарной обработки;

периодически проводить специальную обработку помещения и оборудования санитарного пропускника.

4.11. Санитарный инструктор отвечает за выявление пострадав­ших и оказание им первой медицинской помощи.

Он обязан:

знать симптомы (признаки) поражения ионизирующим из­лучением, отравляющими веществами и биологическими сред­ствами;

уметь оказывать первую медицинскую помощь нуждаю­щимся в помощи;

проводить медицинский осмотр проходящих санитарную об­работку;

уметь проводить (по показаниям) промывание слизистых оболочек глаз, рта, носоглотки и других частей тела;

оказывать в «чистой» зоне помощь химику-дезинфектору в проведении санитарной обработки людей.

5. Растворы (рецептуры) для дегазации, дезактивации и дезинфекции и входящие в них вещества.

5.1. При приготовлении растворов для специаль­ной обработки используют как табельные вещества, так и соответствующие продукты, полупродукты или отходы местных производств.

Выбор растворов, рецептур и веществ для специ­альной обработки осуществляют в зависимости от ви­да и степени заражения, типа используемого техни­ческого средства специальной обработки, характера обрабатываемой поверхности, времени года.

5.2. Растворы для дегазации.

5.2.1. Для дегазации техники и сооружений ис­пользуют аммиачно-щелочной раствор, водные растворы (суспен­зии) гипохлоритов кальция (ГК): ДТС ГК, НГК, КГСщ (слабощелочной). Кроме того, применяют вод­ные растворы порошка СФ-2У, другие моющие сред­ства, органические растворители (бензин, керосин, спирт и др.), которые не обезвреживают ОВ, а толь­ко способствуют их удалению.

5.2.2. Для дегазации средств индивидуальной защи­ты, одежды и обуви из резиновых, пленочных мате­риалов и прорезиненных тканей используют растворы гипохлорита кальция, едкого натра, хлорной извести.

5.2.3. Для дегазации кожных покровов человека применяют рецептуру из индивидуального противо­химического пакета (ИПП), а при проведении сани­тарной обработки — туалетное мыло.

При отсутствии ИПП для дегазации кожных по­кровов используют растворы щелочно-перекисных ре­цептур группы П-15.

5.2.4. Для дегазации территории используют сухую хлорную известь (известь белильную термостойкую) и гипохлориты кальция, их водные растворы (суспен­зии).

Способы применения дегазирующих растворов и расчет необходимого количества веществ, (компонентов) для их приготовления даны в приложениях.

5.3. Растворы для дезактивации.

5.3.1. Для техники используют моющие порошки СФ-2У, СФ-ЗК, препарат ОП-7 (ОП-10), продукты, полупродукты или отходы производств, содержащие поверхностно-активные вещества (ПАВ).

5.3.2. Для дезактивации средств индивидуальной защиты, одежды и обуви используют водные раство­ры ОП-7 (ОП-10), СФ-2У, сульфанолов с полифосфа­том натрия (СФ-3), другие поверхностно-активиые вещества, органические растворители с усилителями типа УС-28.

5.3.3. Для дезактивации кожных покровов человека применяют туалетное мыло, а при недостаточной его эффективности — препарат «Защита».

5.4. Растворы для дезинфекции.

5.4.1. Для дезинфекции техники при положительной температуре применяют растворы НГК (ДТС ГК), хлорамина, ДП-2, натриевой соли дихлоризоциануровой кислоты, сульфохлорантина, хлорцина, лизола, перекиси водорода с ПАВ, формальдегида с 0,5% раствором мыла; при отрицательной температуре – композиции на основе НГК, растворы перекиси водорода с ПАВ.

5.4.2. Для дезинфекции средств индивидуальной защиты, одежды и обуви используют водные раство­ры хлорной извести, НГК (ДТС ГК), хлорамина, ДП-2, натриевой соли дихлоризоциануровой кислоты, сульфохлорантина, хлорцина, гипохлорита натрия, лизола, перекиси водорода с ПАВ, ниртана, амфолана, дезоксона-1, формальдегида с 0,5% раствором мыла. При выборе средства для дезинфекции следует учитывать, что хлорсодержащие препараты портят внешний вид крашеных тканей.

5.4.3. Для дезинфекции кожных покровов чело­века используют водные растворы дегмина, дегмицида, йодоната, йодопирона, хлоргексидина (гибитана), хлорамина.

5.4.4. Для дезинфекции территорий и наружных поверхностей сооружений при положительной темпе­ратуре применяют растворы хлорной извести  (изве­сти  белильной термостойкой), НГК (ДТС ГК), гипохлорита натрия, едкого натра, лизола, а также от­ходы, полупродукты и продукты производств; при от­рицательной температуре — сухую хлорную известь (только территорий) или композиции на основе НГК.

Для дезинфекции внутренних поверхностей соору­жений применяют растворы хлорной извести, НГК (ДТС ГК), гипохлорита натрия, хлорамина, ДП-2, натриевой соли дихлоризоциануровой кислоты, сульфохлорантина, хлорцина, лизола, перекиси водорода с ПАВ, ниртана, амфолана, дезоксана-1, формальде­гида с 0,5% раствором мыла,