Методические рекомендации по работе НРАГ

МЧС РОССИИ

 

главное управление МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ  ОБОРОНЫ,

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

по подготовке и работе нештатных

расчётно-аналитических групп

г. СТАВРОПОЛЬ

2008 г.

Методические рекомендации

по подготовке и работе нештатных расчётно-аналитических групп

 

1. Общие положения

1.1. Нештатные расчетно-аналитические группы (НРАГ) создаются при администрациях городов и муниципальных районов края.

1.2. Комплектование НРАГ осуществляется из числа, специалистов по делам ГО и ЧС, а также других организаций.

1.3. Организационный состав НРАГ определяется конкретными условиями. В их состав целесообразно включить: специалиста по делам ГО и ЧС; специалиста по прогнозу возможной ядерной и химической обстановки; специалиста медицинской службы, для прогнозирования биологической обстановки, специалиста по прогнозу наводнений, затоплений; специалиста связи и др.

1.4. На нештатную расчетно-аналитическую группу возлагаются следующие задачи:

- прогнозирование возможной ядерной и химической обстановки;

- прогнозирование и оценка возможных последствий природных и техногенных аварий;

- обработка информации по результатам разведки, наблюдения и лабораторного контроля;

- оценка результатов применения противником ядерного, химического и биологического оружия;

- оценка результатов воздействия на население аварийно химически опасных веществ (АХОВ);

- выработка предложений руководителю ГО для принятия обоснованного решения на действия сил ГО, и населения в условиях применения противником оружия массового поражения, а также при природных и техногенных авариях;

- доведение результатов работы НРАГ до выше стоящей организации.

1.5. Личный состав НРАГ должен быть обеспечен необходимыми справочниками, таблицами, методиками оценки радиационной и химической обстановки, методиками расчета потерь и разрушений и др. справочным материалом, средствами малой механизации (калькуляторами, комплектами приспособлений для нанесения радиационной, химической и гидрологической обстановки на карту края, района или на план, города, канцелярскими принадлежностями).

1.6. Рабочее место НРАГ - пункт управления, районной, городской ГО, где должно быть предусмотрело помещение, обеспеченное средствами связи и необходимым количеством столов для работы с картами (планами) и документами.

1.7. Подготовка личного состава НРАГ осуществляется под непосредственным руководством ответственного за вопросы ГО и ЧС на периодических сборах, тренировках и во время учений гражданской обороны.

1.8. Время на оценку радиационной и химической обстановки определяется нормативами и для НРАГ составляет 1,5 часа при условии обработки информации о 10—15 ядерных взрывах или 10 районах применения химического оружия и очагов поражения, образованных в результате химически опасных авариях.

2.Функциональные обязанности должностных лиц расчетно-аналитической группы.

Распределение обязанностей должностных лиц расчетно-аналитической группы зависит от её состава, объёма решаемых задач и профессиональной подготовки специалистов. В каждом конкретном случае начальник НРАГ производит перераспределение обязанностей.

2.1. Обязанности начальника нештатной расчетно-аналитической группы

Начальник НРАГ подчиняется руководителю гражданской обороны, а также председателю комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, он отвечает за подготовку личного состава НРАГ к выполнению возлагаемых на неё задач. Он обязан:

В мирное время:

2.1.1. Разработать и постоянно уточнять план приведения в готовность НРАГ, Особое внимание при этом уделять порядку оповещения и сбора личного состава, экипировке и материально-техническому обеспечению группы,

2.1.2. Знать и постоянно изучать подчиненных ему людей. Распределять между ними обязанности в соответствии с их профессионально-деловыми качествами.

2.1.3. Совершенствовать личную подготовку по гражданской обороне. Знать поражающие факторы ядерного оружия, классификацию и характеристики отравляющих, аварийно химически опасных веществ, биологические средства противника.

2.1.4. Знать потенциально опасные объекты на территории района, города, а также на прилагающих к ним территориях, иметь сведения о возможной обстановки, которая может сложиться при аварии на этих объектах.

2.1.5. Знать порядок прогноза, выявления и оценки радиационной, химической, биологической и гидрологической обстановки по результатам разведки, наблюдения и лабораторного контроля.

2.1.6. Постоянно обучать личный состав НРАГ порядку и правилам выполнения задач ГО в объеме функциональных обязанностей.

2.1.7. Изучить с личным составом НРАГ сигналы ГО и порядок действий по ним.

2.1.8. Постоянно проверять готовность личного состава НРАГ к выполнению задач ГО.

 

При выполнении мероприятий ГО:

2.2.1. В установленные сроки прибыть на пункт управления, уяснить оперативную обстановку, получить рабочие документы.

2.2.2. Осуществить оповещение и сбор личного состава НРАГ,  поставить задачи и организовать выполнение ими своих функциональных обязанностей.

2.2.3. Получить у руководителя гражданской обороны задачу, уточнить оперативную обстановку и порядок работы НРАГ.

2.2.4. Уточнить метео и другие исходные данные, необходимые для оценки радиационной, химической и биологической обстановки.

2.2.5. Организовать своевременный прием и обобщение данных о ядерных взрывах, районах применения химического оружия, об очагах поражения АХОВ и отображение поступающей информации на рабочей карте.

2.2.6. Поддерживать взаимодействие с НРАГ граничащих районов и городов, вести взаимный обмен информацией о радиационной, химической, биологической и другой представляющей опасность обстановке.

2.2.7. Постоянно знать и анализировать радиационную и химическую обстановку, своевременно готовить предложения по оповещению населения об опасности радиоактивного и химического заражения.

2.2.8. Делать выводы из оценки обстановки, разрабатывать предложения по организации защиты и действиям формирований ГО.

2.3. Обязанности вычислителей нештатной расчетно-аналитической группы

Вычислители нештатной расчетно-аналитической группы подчиняется начальнику группы, и отвечают за проведение расчетов по оценке ядерной и химической обстановки, за подготовку к работе средств малой механизации группы. Вычислители обязаны:

В мирное время:

2.3.1. Знать свои функциональные обязанности и уяснить порядок своей работы в составе НРАГ.

2.3.2. В совершенстве знать поражающие факторы ядерного оружия, боевые свойства отравляющих веществ и АХОВ, а также биологических средств нападения противника.

2.3.3. Изучить возможную обстановку, которая может сложиться после нападения противника, или при авариях на потенциально опасных объектах.

2.3.4. В совершенстве знать методику выявления и оценки ядерной, химической и биологической обстановки по результатам разведки, наблюдения и лабораторного контроля.

2.3.5. Изучить характеристики типовых режимов радиационной защиты населения и рекомендации по их вводу в действие.

2.3.6. Вести учет, накопление и совершенствование средств малой механизации НРАГ.

2.3.7. Постоянно совершенствовать свои знания по оценке ядерной, химической и биологической обстановки.

При выполнении мероприятий ГО:

2.4.1. В установленные сроки прибыть на пункт управления ГО, получить, рабочие документы и средства малой механизации.

2.4.2. Знать свою задачу, исходные данные для оценки ядерной химической и биологической обстановки, вести журнал учета метеоданных.

2.4.3. При оценке ядерной обстановки провести расчёты:

- районов и площадей разрушений и завалов;

- районов пожаров, очагов возгораний;

- потерь населения и формирований ГО.

2.4.4. При оценке радиационной обстановки провести расчеты:

- площадей зон радиоактивного заражения и количества людей, попадающего в них;

- времени начала ввода формирований ГО в очаг ядерного поражения для проведения СДНР;

- доз облучения, получаемых личным составом, формирований ГО при действиях на зараженной территории;

- радиационных потерь личного состава формирований ГО.

2.4.5. При оценке химической обстановки провести расчеты:

- масштаба и границ очагов химического поражения;

- потерь личного состава формирований ГО;

- стойкости отравляющих веществ.

2.4.6. При оценке биологической обстановки произвести расчёты:

- масштаба и границ очагов биологического заражения;

- возможности дальнейшего распространения биологических агентов;

- потерь личного состава формирований ГО.

2.4.7. Подготовить выводы из оценки радиационной и химической обстановки для доклада начальнику управления по делам ГО и ЧС.

 

3. Оснащение не штатной расчётно-аналитической группы.

3.1. Справочник по поражающему действию ядерного оружия часть  2, или выписки из него.

3.2. Краткий справочник по поражающему действию ядерного оружия, или таблицы для расчета радиусов разрушений, завалов, пожаров, воздействия светового изучения.

3.3. Методика оценки химической обстановки, или таблицы для оценки последствий применения химического оружия.

3.4. Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте.

3.5. Карта (план) местности.

3.6. Компьютер с программами для оценки обстановки.

3.7. Рабочие тетради, журналы, линейки, транспортир, карандаши (фломастеры).

3.8. Средства телефонной связи.

Приложение 1

 

ДОКЛАД

начальника НРАГ при выполнении мероприятий ГО по состоянию на___ « »_______200_ г.

По состоянию на___ часов    «___»   __________200_ проведены следующие мероприятия:

1. В установленные сроки (Ч+___) осуществлен сбор личного состава НРАГ краевого (районного, городского) управления по делам ГО и ЧС. Группа укомплектована на ___ проц.

2. Произведена экипировка личного состава НРАГ средствами "индивидуальной защиты и дозиметрического контроля.

3. С личным составом НРАГ изучены функциональные обязанности и исходные данные для оценки ядерной, химической и биологической обстановки.

4. Определены и проверены каналы связи для получения информации об ядерных взрывах и районах применения химического и биологического оружия противника, а также для передачи информации в вышестоящее управление (центр) по делам ГО и ЧС.

5. Организовано метеообеспечение НРАГ и ее взаимодействие с расчетно-аналитической группой вышестоящего управления (центра) по делам ГО и ЧС, подготовлены рабочее место и соответствующие документы.

6. Завершается боевое слаживание НРАГ. Группа готова к выполнению задач гражданской обороны.

Приложение 2

 

ДОКЛАД

начальника НРАГ по оценке последствий применения ядерного оружия

1. Противник в период с ___ до____ «___» ___________  200___года нанес ядерный удар по _____________________________________ядерными боеприпасами, мощностью _____кт тротилового эквивалента.

2. В результате ядерного удара противника уничтожены ___________________________,

общая площадь радиоактивного заражения территории края (района, города,) составляет _____________ кв. км.

3. В зонах опасного и чрезвычайно опасного радиоактивного заражения:

-населенные пункты  ____________________________________________________________;

- формирования ГО _____________________________________________________________;

- маршруты ____________________________________________________________________;

4. Потери от ядерного удара составляют ______ чел.

в том числе:

- личного состава формирований ГО _________;

-населения  _________;

- рабочих и служащих ____________;

5. По данным разведки наиболее сложная радиационная обстановка сложилась в: ______________________________________________________________________________, где мощности доз ионизирующих излучений составляют:__________________________

Считаю целесообразным:

1. Немедленно оповестить о радиационной опасности  личный состав ____________________, которые должны находиться в защитных сооружениях не менее ____суток.

2. Установить для защиты людей в зонах радиоактивного заражения режимы радиационной защиты:

-для формирований ГО №. ___

3. Людей оказавшихся в зонах чрезвычайно опасного и опасного заражения эвакуировать

в безопасные населенные пункты через _____ суток.

4. Спасательные работы в_______________ начать через__________________

5. Для ввода сил и средств ГО в очаг поражения использовать маршруты №

Приложение 3

 

ДОКЛАД

начальника НРАГ при оценке последствий применения химического оружия

1. В _______ час, мин  по району ________________________ применено химическое оружие ОВ_________.

2. В зону заражения попали _______________________________________________________________________________.

3. Стойкость ОВ ориентировочно составит ______________ час, суток.

4. В результате применения химического оружия пострадало ________ чел., из них:

- личного состава формирований ГО _______;

- гражданского населения ________________.

5. Глубина зоны вторичного заражения может составить __________ км.

6. Требуется   дополнительного выставления  постов химического наблюдения в _______________ , проведения химической разведки маршрутов _________________________

Считаю целесообразным:

1. Немедленно оповестить людей об опасности химического заражения в населенных пунктах __________________________________ на (территории) ______________________

2. Эвакуацию населения из очагов химического поражения начать не позднее ___ час. «   » ____  числа. _

3. Для уточнения химической обстановки организовать дополнительную разведку на маршрутах № ___ и населенных пунктах (на территории_____________).

4. Частичную санитарную обработку людей, пораженных 0В, провести немедленно, используя для этого ИПП-8, 9, 11.

5. В целях защиты личного состава формирований ГО и населения, оказавшегося в очагах поражения, основные усилия направлены на оказание первой медицинской и врачебной помощи пораженным с последующей эвакуацией их из очагов поражения и госпитализацией в _________ .

6. Для выдвижения сил ГО провести дегазацию дорог протяженностью ______км (маршрутов №_____).

7. Установить следующие меры безопасности при работе в условиях химического заражения

_________________________________________________________________________________8. Для проведения работ по ликвидации очага поражения привлечь следующие силы и средства  _________________________________________________________________________________

 

Приложение 4

 

ДОКЛАД

Начальника НРАГ при аварии на химически опасном объекте

 

1. В результате аварии на  ________________ произошёл выброс _______ тонн (тип АХОВ).

2. Глубина зоны первичного заражения  может составить ______ км, зоны вторичного заражения ______ км, общая глубина зоны заражения ______ км.

3.Стойкость АХОВ  составит ______ час.

4.Учитывая направление ветра в приземном  слое в зону химического заражения могут попасть ____________________________________________ .

5. Общая площадь химического заражения может составить _________ км.

Считаю целесообразным:

1.Население___________________________ немедленно оповестить об угрозе химического заражения.

2.Осуществлять визуальный контроль за направлением распространения зараженного облака.

3.Население ­___________________________ эвакуировать в ____________________, при невозможности эвакуации в течении _____ мин. (час) укрыть на верхних этажах зданий (на крышах) – при авариях с выбросом хлора, в подвальных помещениях – при авариях  с выбросом аммиака. Жилые, производственные и прочие помещения к моменту подхода облака обесточить.

4.Для остановки и осадки облака привлечь пожарные и поливомоечные машины, водяные завесы поставить в районе _________________. Расчётам машин работу осуществлять в изолирующих противогазах.

 

6. Требуется