Методические рекомендации при угрозе возникновения паводков

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ

главы администрации муниципального образования (председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций  и обеспечению пожарной безопасности  муниципального образования, далее – председатель комиссии по ЧС), органов управления по делам ГО и ЧС по реагированию на угрозу и возникновение чрезвычайной ситуации, вызванной

КАТАСТРОФИЧЕСКИМ ЗАТОПЛЕНИЕМ, НАВОДНЕНИЕМ, ПОДТОПЛЕНИЕМ И ПАВОДКОМ

ПРИ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

 

Глава администрации муниципального образования (далее – МО) на основании полученных данных о складывающейся обстановке, ее оценке, полученного прогноза возникновения чрезвычайных ситуаций от Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю, рекомендаций комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, далее – комиссия по ЧС (решение о проведении заседания комиссии принимает председатель комиссии по ЧС), рекомендаций органа управления по делам ГО и ЧС администрации муниципального образования, принимает решение о введении режима функционирования муниципального звена краевой подсистемы РСЧС «Повышенная готовность», отдает распоряжение на проведение следующих превентивных мероприятий:

усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

проверка готовности системы оповещения населения, руководящего состава и формирований по своевременному их оповещению;

введение, при необходимости, круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил муниципального звена краевой подсистемы РСЧС: оперативного штаба ликвидации последствий ЧС, оперативной группы, сил и средств ликвидации ЧС (аварийно-спасательных формирований МО);

непрерывный сбор, обработка и передача Главному управлению МЧС России по СК данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приёмах и способах защиты от них;

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению  и ликвидации чрезвычайных ситуаций МО (календарного плана) и иных документов, в  вопросах действий при угрозе ЧС, связанных с паводками;

приведение при необходимости сил и средств муниципального звена краевой подсистемы РСЧС в готовность к реагированию на чрезвычайную ситуацию, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

поддерживать на необходимом уровне и уточнять запасы материальных и финансовых ресурсов, восполнять при необходимости резервы материальных ресурсов, создаваемых  для ликвидации чрезвычайных  ситуаций;

подготовка или проведение, при необходимости, эвакуационных мероприятий;

организует:

проверку пропускной способности, очистку от мусора ливневых, дренажных и других водоотводящих сооружений, насыпных дамб, обвалований и других гидросооружений, контроль за их состоянием;

работу по разъяснению населению, проживающему в местах возможного подтопления, целесообразности проведения страхования движимого и недвижимого имущества на случай возникновения рисков природной опасности, в том числе связанных с возникновением дождевых паводков;

мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов на территории муниципального образования в условиях воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации;

контроль состояния высотных сооружений, воздушных линий электропередач, газопроводов;

укрытие автомобильной техники в гаражах и под навесами или вывод ее на безопасную территорию, свободную от застройки, линий электропередач, высотных сооружений, высоких зеленых насаждений;

взаимодействие с постоянно действующими органами управления муниципального звена краевой подсистмы РСЧС и организациями наблюдения и лабораторного контроля;

решение вопроса по защите населенных пунктов от возможных подтоплений за счет финансовых средств в рамках разработанных муниципальных, краевых целевых программ по снижению риска и смягчению последствий ЧС или резервных фондов для ликвидации ЧС бюджетов муниципального образования или бюджета Ставропольского края;

проверку готовности к работе аварийных источников энергоснабжения;

ограничение выхода транспортных средств.

Примечание: комиссия по ЧС МО (при ее проведении) в случае необходимости предлагает главе администрации МО ввести режим  «Повышенной готовности».

ПРИ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

Глава администрации МО на основании полученных данных о складывающейся обстановке, ее оценке, полученного прогноза возникновения чрезвычайных ситуаций от Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю, рекомендаций комиссии по ЧС и органа управления по делам ГО и ЧС администрации МО, принимает решение:

на введение режима функционирования муниципального звена краевой подсистемы РСЧС «Чрезвычайная ситуация» и отдает распоря­жения:

на развертывание работы органов управления (комиссий по ЧС, оперативного штаба, оперативной группы) муниципального звена краевой подсистемы РСЧС;

на  приведение в готовность необходимых сил и средств ликвидации ЧС (аварийно-спасательные формирования МО);

на проведени экстренных мер по защите населения и ликвидации последствий чрезвычай­ной ситуаций.

Примечание: Глава администрации муниципального образования, (председатель комиссии по ЧС) перед принятием решения обязан:

уяснить задачу и оценить сложившуюся обстановку, отдать необходимые распоряжения по принятию экстренных мер;

привести в готовность (если не проводилось ранее) комиссию по ЧС, оперативную группу, спасательные службы, другие органы управления и необходимые силы, установить порядок их действий и режим работы;

информировать членов комиссии по ЧС, начальников органов управления и спасательных служб, дру­гих должностных лиц о сложившейся обстановке и предстоящих действиях.

Комиссия по ЧС МО в своем решении рекомендует (или не рекомендует) главе администрации МО ввести режим «Чрезвычайная ситуация».

После введения режима «Чрезвычайная ситуация» глава администрации МО:

прибывает в район ЧС (направляет председателя комиссии по ЧС), уточняет обстановку, принимает окончательное решение и руково­дит  (назначает руководителя) проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ;

контролирует выполнение мероприятий, предусмотренных Планом действий (календарным планом выполнения основных мероприятий при возникновении ЧС);

заслушивает предложения для принятия решения на ликвидацию последствий ЧС, подготовленные комиссией по ЧС, органом управления по делам ГО и ЧС, начальниками управлений, отделов и служб МО по вопросам:

выводы из оценки обстановки;

объем предстоящих спасательных и других неотложных работ, очередность их проведения;

состав имеющихся сил, предложения по их распределению и использованию;

задачи группировке сил (аварийно-спасательным формированиям и другим привлекаемым силам) по направлениям их действий и объектам работ;

порядок обеспечения проводимых мероприятий, действий сил муниципального звена краевой подсистемы РСЧС и других привлекаемых сил;

порядок организации взаимодействия и управления.

организует (через  комиссию по ЧС и оперативный штаб ликвидации ЧС):

непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

оповещение руководителей организаций, населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств муниципального звена краевой подсистемы РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечение при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации;

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по её ликвидации;

непрерывное взаимодействие с подразделениями МО РФ, МВД РФ, УФСБ по СК, ФПС и организациями, расположенными на территории МО, по вопросам оказания помощи в ликвидации последствий чрезвычайной ситуаций;

проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения при чрезвычайных ситуациях.

В районе ЧС глава администрации МО:

ставит задачу на организацию управления в районе ЧС с развертыванием оперативной группы, привлечение сил и средств муниципального звена краевой подсистемы РСЧС, определяет порядок их выдвижения, сроков прибытия и развертывания;

докладывает о факте ЧС и принимаемых экстренных мерах председа­телю комиссии по ЧС края (начальнику Главного управления МЧС России по СК) и информирует взаимодействующие и соседние органы управления муниципальных образований (при необходимости);

определяет задачи комиссии по ЧС, органам управления ГОЧС, аварийно-спасательным службам МО и другим на подготовку необходимых справок, расчетов и предложений для принятия решения;

отдает указания на организацию разведки, наблюдения и лабораторного контроля;

руководит работами по ликвидации последствий ЧС и оказанию помощи пострадавшему населению

Примечание: Алгоритм действия и проводимые мероприятия главы администрации муниципального образования (председателя комиссии по ЧС) при:

уточнении полученной информа­ции;

принятии экстренных мер по оповещению, организации разведки и по защите населения;

организации проведения АСДНР, организации управления, оценке обстановки, определении сил и средств, привлекаемых для ликвидации (лока­лизации ЧС), обеспечении проведения АСДНР, издании нормативных правовых актов, ликвидации последствий ЧС приведен в Приложении 1.

При составлении рекомендаций Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю были использованы:

постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС»;

постановление Правительства Ставропольского края от 10 августа 2005 года № 97-п «О Ставропольской краевой территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»,

разработки МЧС России:

«Методические рекомендации по организации и проведению превентивных мероприятий при угрозе и (или) возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера», 2006 года;

«Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций», 2003 года;

«Превентивные мероприятия при угрозе и возникновении ЧС», 2000 года.

 

Приложение 1

 

 

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ

главы администрации муниципального образования (председателя комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, далее – председатель комиссии по ЧС) при возникновении

чрезвычайных ситуаций, вызванных

 

катастрофическим затоплением, наводнением, подтоплением и паводках

 

пп

Действия главы администрации МО, председателя КЧС

Проводимые мероприятия

1.

Уяснение (уточнение) полученной информа­ции

Необходимо определить:

 

 

 

 

 

 

принятые меры.

2.

Принятие экстренных мер:

- по оповещению

 

Провести оповещение:

 

 

 

 

 

 

- по организации разведки

Организовать проведение всех видов разведки с использованием транспортных средств объектов экономики.

Организовать постоянный контроль уровня рек (водоемов), с ис­пользованием постоянных и временных постов наблюдения. Перевести на круглосуточный режим работы сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК). в том числе гидрометеостанций

 

- по защите населения

Довести порядок действий населения в зоне подтопления.

Организовать эвакуацию (вывод) населения, из опасных зон Обеспечить оказание медицинской помощи пострадавшим.

 

3.

Организации проведение АСДНР:

 

- организация управления

Ввести в действие "План действий по предупреждению и ликвида­ции ЧС", в части касающейся.

Определить (назначить) руководителя ликвидации (локализации) ЧС.

Организовать устойчивую связь с подчиненными и вышестоящими органами управления.

Организовать взаимодействие с КЧС соседних административ­ных образований (при необходимости), с органами военного командования и другими участниками взаимодействия.
Обеспечить сбор, обработку и обмен информацией о ЧС с взаимодействующими структурами.
Развернуть пресс-центр для обеспечения информацией СМИ

 

 

-оценка обстановки

Определить масштабы ЧС, зону ЧС.

Сделать расчет необходимых сил и средств для проведения АСДНР и ликвидации последствии аварии, в том числе плавсредств.
Предусмотреть резерв сил и средств.

 

- определение сил средств, привлекаемых для ликвидации (лока­лизации ЧС)

 

Привлечь:

силы и средства объектов и служб постоянной и повышенной го­товности, в том числе:

формирования МЧС России, в том числе противопожарные;

 

 

 

силы и средства участников взаимодействия (Минобороны РФ, МВД РФ и др.)

 

 

- обеспечение проведение АСДНР

Определить количество и состав смен, места (участки) проведения АСДНР.

Определить время начала и окончания работ каждой смены. Организовать питание, места отдыха, жизнеобеспечение и порядок доставки АСФ к месту проведения работ.

Организовать и провести отселение (эвакуацию) населения и матер ценностей из зоны подтопления (с обязательным учетом). Организовать жизнеобеспечение отселённого и пострадавшего на­селения.

Подготовить заявки на привлечение необходимых сил и средств от участников взаимодействии.

 

 

- издаваемые нормативно-правовые акты

Закрепить принятые решения постановлениями, распоряжениями указаниями:

о создании оперативной группы КЧС, с указанием задач и функций членов группы и руководителей служб;

 

 

 

 

Подготовить тексты оповещения населения о порядке действий в условиях данного вида ЧС (готовятся заблаговременно)

 

 

Ведение АСДНР

Лично руководить проведением АСДНР через оперативный штаб (оперативную группу)

Проводит корректировку и уточнение ранее принятых решений (в зависимости от развития обстановки).

Осуществлять контроль выполнения поставленных задач и принятых решений.

Организовать оценку ущерба и подготовку материалов на возмещение ущерба.

 

Ликвидация последствий ЧС

Организовать проведение восстановительных работ до полной ликвидации последствий ЧС.

Провести анализ действий сил и средств по спасению пострадавших, устанавливает причины возникновения ЧС и виновных лиц (при необходимости).

Подготовить комплект документов на возмещение материального ущерба.

Принять меры по решению социальных и материальных проблем пострадавших.