Организация управления в муниципальных образованиях на территории Ставропольского края

Настоящие Методические рекомендации по организации управления в муниципальных образованиях на территории Ставропольского края (далее – Методические рекомендации) содержат основные положения и рекомендации по организации управления силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) в мирное время. 

Методические рекомендации разработаны с учетом требований федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, руководящих документов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), других документов, регламентирующих деятельность органов управления и сил РСЧС, а также учтен опыт работы МЧС России и других министерств и ведомств при их действиях в ЧС и в период проведения комплексных проверок муниципальных образований и органов исполнительной власти.

Методические рекомендации предназначены для органов управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС, а также может быть использованы в качестве методического пособия для учебных заведений и учебно-методических центров.

Изложенные в Методических рекомендациях положения следует выполнять с учетом издаваемых директивных и нормативных документов министерств и ведомств, особенностей местных условий, сложившейся обстановки.

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Основные понятия, термины и определения.

 

1.1.1. Аварийно-спасательное формирование (далее – АСФ) - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

1.1.2. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее – АСДНР) – совокупность первоочередных работ в зоне ЧС (зоне поражения), заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.

1.1.3. Аварийно-спасательные работы (далее – АСР) - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

1.1.4. Аварийно-восстановительные работы (далее – АВР) – первоочередные работы в зоне ЧС по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территорий.

1.1.5. Готовность органов управления РСЧС - способность органов управления в любых условиях обстановки и в установленные сроки успешно выполнить возложенные на них задачи.

1.1.6. Единая дежурная диспетчерская служба муниципального образования (далее - ЕДДС) - орган повседневного управления звена РСЧС, являющийся центральным звеном в Единой системе оперативно-диспетчерского управления в ЧС.

1.1.7. Нештатные аварийно-спасательные формирования - самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащённые спасательной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ зоне ЧС.

1.1.8. Организация управления в РСЧС - совокупность процессов или действий, осуществляемых органами управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и уполномоченных организаций, ведущая к образованию и совершенствованию взаимосвязей между органами управления, силами и средствами территориальных и функциональных подсистем и звеньев РСЧС.

1.1.9. Пункт управления РСЧС (далее – ПУ РСЧС) - оборудованное и оснащенное необходимыми техническими средствами и системами жизнеобеспечения место, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого соответствующие органы управления РСЧС осуществляют управление силами и средствами ликвидации ЧС.

1.1.10. Режимы функционирования РСЧС - при различных обстоятельствах органы управления и силы РСЧС могут находиться в трех следующих режимах функционирования: повседневной деятельности, повышенной готовности и ЧС.

1.1.11. Территориальная подсистема РСЧС - подсистема РСЧС, создаваемая в субъекте РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах его территорий и состоящая из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этой территории.

1.1.12. Управление ликвидацией ЧС - процесс целенаправленного воздействия со стороны субъекта управления (руководителей и органов управления) на объекты управления - подчинённые органы управления и силы путем выработки и организации выполнения управляющих воздействий (решений), определяющих задачи подчиненным, порядок и способы их выполнения, обеспечивающие наиболее полное использование потенциальных возможностей сил для эффективного выполнения стоящих задач.

1.1.13. Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

 

1.2. Органы управления силами и средствами РСЧС.

 

1.2.1. Для управления силами и средствами РСЧС при угрозе возникновения и ликвидации ЧС создается система управления – это совокупность функционально связанных органов и пунктов управления, систем связи, оповещения, комплексов средств автоматизации, а также автоматизированных систем, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации.

1.2.2. Координационными органами РСЧС являются:

на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ОПБ) федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС;

на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – КЧС и ОПБ органа исполнительной власти субъекта РФ;

на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – КЧС и ОПБ органа местного самоуправления;

на объектовом уровне – КЧС и ОПБ организации.

1.2.3. Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС, для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО;

на межрегиональном уровне - территориальные органы МЧС России – РЦ МЧС России;

на региональном уровне - территориальные органы МЧС России - ГУ МЧС России по субъектам РФ;

на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления;

на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО.

1.2.4. Органами повседневного управления РСЧС являются:

на федеральном уровне - НЦУКС, центры управления в кризисных ситуациях (далее – ЦУКС) (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, ДДС федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС;

на межрегиональном уровне - ЦУКС РЦ МЧС России;

на региональном уровне – ЦУКС МЧС России по субъектам РФ, информационные центры, ДДС органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

на муниципальном уровне - ЕДДС муниципальных образований;

на объектовом уровне - ДДС организаций (объектов).

 

1.3. Режимы функционирования органов управления РСЧС.

 

1.3.1. При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.

1.3.2. Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;

режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.

 

1.4. Порядок взаимодействия органов управления РСЧС.

 

1.4.1. Под взаимодействием органов управления и сил РСЧС понимают согласованные по целям, задачам, месту, времени и способам выполнения задач действия органов управления, войск, воинских формирований, сил и средств для достижения цели. Совместные согласованные действия федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, администраций организаций и учреждений в области защиты населения и территорий от ЧС осуществляются в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, планами субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам безопасности и защиты населения и территорий от ЧС, а также возможными соглашениями между органами управления по указанным вопросам.

 

II. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РСЧС

 

2.1. Основы работы по организации управления РСЧС.

 

2.1.1. Управление силами РСЧС заключается в целенаправленной деятельности всех органов управления по подготовке сил РСЧС к действиям и руководству ими при угрозе и возникновении ЧС.

2.1.2. Одним из важнейших условий успешного управления являются правильные взаимоотношения между вышестоящими (старшими) и подчиненными органами управления, обеспечение их согласованной и слаженной работы.

Вышестоящие (старшие) органы управления обязаны:

постоянно руководить подчиненными органами управления, требовать от них своевременного предоставления данных в соответствии с регламентами и указаниями, а так же ставить им задачи в части их касающейся;

информировать их об обстановке, положении и действиях соседних муниципальных образований, а при необходимости ориентировать в части их касающейся о намеченных мероприятиях и решениях;

своими средствами организовывать и поддерживать устойчивую связь с подчиненными органами управления муниципальных образований;

определять (уточнять) порядок представления донесений, сводок и других документов;

оказывать помощь подчиненным органам управления в работе и контролировать их деятельность.

Подчиненные органы управления должны:

строго выполнять все указания вышестоящего (старшего) органа управления;

в установленные сроки докладывать ему данные обстановки, согласно регламентов и указаний, о принятых решениях и отданных распоряжениях;

своевременно представлять донесения и сводки, копии разработанных приказов, планов и других документов.

2.1.3. Основой для организации управления является решение начальника (руководителя) органа управления и указания вышестоящего (старшего) органа управления.

Система управления строится по территориально-производственному принципу и базируется на существующих органах управления территориальных и функциональных подсистем РСЧС.

2.1.4. Управление силами РСЧС включает:

определение задач и порядка работы органов управления РСЧС, функциональных подсистем РСЧС и других органов в различных режимах функционирования;

организацию и осуществление мероприятий по поддержанию и приведению в готовность органов управления РСЧС, ОГ и сил и средств РСЧС, привлекаемых к реагированию на ЧС;

указание мест, порядка развертывания и работы ПУ, систем связи, оповещения;

непрерывный сбор, анализ, отображение данных обстановки;

принятие решений;

постановку задач;

планирование действий;

организацию и поддержание взаимодействия, управления и мероприятий обеспечения;

практическую работу в подчиненных органах управления и силах РСЧС по оказанию им помощи и контролю за выполнением поставленных задач.

 

2.2. Пункты управления РСЧС

 

2.2.1. ПУ РСЧС оборудуются соответствующими техническими средствами, системами жизнеобеспечения, программным обеспечением, позволяющим вести информационный обмен в реальном масштабе времени с обеспечением всех возможных видов связи.

2.2.2. В системе РСЧС управление силами и средствами при отсутствии ЧС (угрозы ЧС) осуществляется из пунктов постоянной дислокации, повседневных ПУ РСЧС. При ликвидации ЧС, управление осуществляется с различных ПУ РСЧС, удобных для управления силами и средствами РСЧС.

2.2.3. В случае, когда повседневные ПУ РСЧС в результате аварии на предприятии может оказаться в зоне возможного заражения химическими или радиоактивными веществами или в зоне катастрофического затопления, органы управления могут занять запасные ПУ РСЧС.

2.2.4. ПУ РСЧС классифицируются по следующим основным признакам:

по предназначению;

по времени функционирования;

по степени подвижности;

по месту размещения.

2.2.5. Исходя из классификации, ПУ РСЧС подразделяются на следующие виды:

по предназначению: основные и вспомогательные;

по времени функционирования: повседневные и запасные (защищённые);

по степени подвижности: стационарные и подвижные (мобильные, воздушные);

по месту размещения: городские и загородные;

2.2.6. Под основными понимаются ПУ РСЧС, с которых постоянно осуществляется управление силами и средствами РСЧС в повседневной деятельности в мирное время, а также при угрозе и ликвидации ЧС (руководителями органов управления РСЧС). К ним относятся: повседневные ПУ РСЧС, городские и загородные запасные ПУ РСЧС.

2.2.7. Повседневные ПУ РСЧС предназначены для работы органов управления в местах их постоянной дислокации в мирное время по руководству подчиненными силами.

2.2.8. Запасные ПУ РСЧС предназначены для устойчивого управления и работы органов управления, в случаи выхода из строя повседневного пункта управления.

Запасные ПУ РСЧС создаются заблаговременно, как правило, оборудуются системами жизнеобеспечения и автономного энергоснабжения.

2.2.9. Городские запасные ПУ РСЧС располагаются в черте города.

2.2.10. Загородные запасные ПУ РСЧС создаются за пределами зон возможных разрушений городов, отнесенных к группам по ГО, и населенных пунктов с категорированными объектами «особой важности» по ГО, а также вне зон возможных катастрофических затоплений, зон возможного распространения поражающих факторов веществ, используемых (производимых) на потенциально опасных объектах.

2.2.11. Вспомогательные ПУ РСЧС предназначены для повышения эффективности управления силами при проведении АСДНР. Они разворачиваются непосредственно в зоне ЧС и занимаются, как правило, составом ОГ органа управления.

2.2.12. В отдельных случаях, при крайней необходимости, руководитель органа управления РСЧС может управлять действиями сил со вспомогательных ПУ РСЧС.

2.2.13. К вспомогательным ПУ РСЧС относятся:

подвижные ПУ (ППУ) – оборудуются на базе автомобильной техники высокой проходимости (с использованием кунгов и прицепов) или автобусов, используются при выдвижении подчиненных сил в зоны ЧС и ликвидации ЧС;

мобильные ПУ (МПУ) – оборудуются на базе кузовов-контейнеров, перевозимых всеми видами транспорта, используются при длительном пребывании органов управления РСЧС в зонах ЧС.

 

2.3. Создание системы пунктов управления их размещение и предназначение.

 

2.3.1. В муниципальных образованиях, не отнесённых к категории по ГО, организуются следующие пункты управления силами и средствами РСЧС:

повседневный пункт управления;

запасный пункт управления;

вспомогательный пункт управления.

2.3.2. В муниципальных образованиях, отнесённых к категории ГО, организуются следующие пункты управления:

повседневный пункт управления;

запасной (защищённый) пункт управления;

вспомогательный пункт управления;

загородный пункт управления.

2.3.3. Повседневный пункт управления размещается, как правило, на базе помещений администраций муниципальных образований на рабочих местах сотрудников, входящих в состав пункта управления или в залах совещаний с оборудованием рабочих мест для состава пункта управления.

2.3.4. Запасной пункт управления оборудуется заблаговременно в целях повышения устойчивого управления силами и средствами РСЧС и занимается в случаи выхода из строя повседневного пункта управления. Размещается в капитальном строении с оборудованными системами жизнеобеспечения и линиями связи.

2.3.5. Запасной (защищённый) пункт управления оборудуется заблаговременно в целях повышения устойчивого управления силами и средствами РСЧС и занимается в случаи угрозы радиационного заражения территории. Размещается в помещениях, приспособленных под ПРУ с оборудованными системами жизнеобеспечения и линиями связи и фильтровентиляционной системой.

2.3.6. Вспомогательные пункты управления и их размещение планируются заблаговременно в зонах предполагаемых чрезвычайных ситуаций. Размещение их предполагается в нежилых помещениях, приспособленных для размещения ОГ органов управления с оборудованными системами жизнеобеспечения и линиями связи.

2.3.7. Загородные пункты управления оборудуется заблаговременно в целях повышения устойчивого управления силами и средствами РСЧС и занимается в случаи проведения эвакуации за пределы территории муниципального образования. Размещаются в капитальном строении близлежащего населённого пункта с оборудованными системами жизнеобеспечения и линиями связи.

 

2.4. Состав органа управления размещаемого на пункте управления.

 

2.4.1. Органы управления занимают пункты управления в составе необходимом для своевременного, качественного и быстрого руководства силами и средствами РСЧС при угрозе и при возникновении чрезвычайной ситуации  с целью защиты населения и территорий, а так же для руководства проводимыми мероприятиями по минимизации причинённого ущерба.

2.4.2. На пункте управления силами и средствами РСЧС муниципального образования размещаются:

руководитель органа управления силами и средствами РСЧС муниципального образования;

представители правоохранительных органов, ФСБ и МО;

комиссия КЧС и ОПБ;

комиссия по ПУФ;

эвакуационная комиссия;

отдел (уполномоченный) на решение задач, а области ГО и ЧС муниципального образования;

спасательная служба охраны общественного порядка;

спасательная инженерная служба;

спасательная служба оповещения и связи;

спасательная служба торговли и питания, продовольственного и вещевого снабжения;

спасательная медицинская служба;

спасательная служба защиты сельскохозяйственных растений и животных;

спасательная ветеринарная служба;

спасательная служба энергетики и светомаскировки;

спасательная транспортно - техническая служба;

спасательная коммунально-техническая служба;

спасательная служба защиты культурных ценностей;

спасательная служба обеспечения горюче - смазочными материалами;

спасательная противопожарная служба;

руководители учреждений, предприятий и организаций задействованных при данной чрезвычайной ситуации, согласно расчёту;

дежурный по пункту управления;

узел связи (связист);

расчётно-аналитическая группа;

оперативная группа органа управления;

оперативная группа комиссии КЧС и ОПБ;

комендант;

2.4.3. Спасательные службы и учреждения, предприятия и организации, задействованные при данной чрезвычайной ситуации, согласно расчёту, располагаются на пункте управления оперативными группами (представителями), как правило, по 1-2 человека.

 

2.5. Оборудование рабочих мест на пункте управления

 

2.5.1. Для нормальной работы работников на пункте управления должны быть предусмотрены помещения:

для руководства;

для комиссии КЧС и ОПБ;

для комиссии по ПУФ;

для работы спасательных служб и других представителей (до 20 рабочих мест);

зал для совещания (минимум на 30 мест);

для дежурного по пункту управления;

для узла связи (связиста);

для секретной (мобилизационной) части;

для приёма пищи;

для отдыха;

вентиляционная;

генераторная;

туалет.

2.5.2. Помещения должны быть телефонизированы, компьютизированны, освещены, а так же иметь нумерацию и обозначения (таблички).

 

2.6. Обеспечение надёжности управления

 

2.6.1. Надёжное управление действиями сил и средств организуется и осуществляется во всех условиях деятельности сил и средств РСЧС.

2.6.2. Органы управления РСЧС, организуя надёжное управление:

устанавливают четкий порядок использования и режим работы средств связи, автоматизированных систем и других средств управления;

определяют перечень лиц, имеющих право передавать информацию о ЧС;

организуют пропускной режим и охрану органов управления, узлов связи и других элементов пунктов управлений;

осуществляют контроль за выполнением требований надёжного управления.

2.6.3. Переговоры и передача информации по открытым каналам связи допускается по вопросам, не содержащим сведений ограниченного доступа.

 

2.7. Поддержание постоянной готовности органов управления РСЧС

 

2.7.1. Поддержание постоянной готовности органов управления РСЧС осуществляется:

тщательным и заблаговременным планированием и обеспечением;

проведением тренировок;

доведение сигналов (тренировочных) управления и оповещения;

доведение руководящих документов по поддержанию сил и средств постоянной готовности к применению до подчинённых структур;

оснащением современными средствами связи, АСУ и программными продуктами;

внедрением норм материального стимулирования служебной деятельности, при которых работники органов управления получают поощрение, адекватное требуемому уровню образования, затраченным усилиям и выполненному объему работ;

взаимозаменяемостью специалистов в части исполнения функциональных обязанностей;

проведением многостепенных тренировок с органами управления различных уровней РСЧС.

 

2.8. Материально-техническое и иное обеспечение органов управления

 

2.8.1. Успешное управление силами и средствами во многом зависит от своевременного и полного материально-технического обеспечения.

2.8.2. Материально-техническое обеспечение заключается в организации и проведении комплекса мероприятий, направленных на своевременное удовлетворение потребности, их готовности к выполнению задачи по предназначению.

2.8.3.Материально-техническое обеспечение, органов управления, осуществляется заблаговременно на основании решения главы администрации муниципального образования с учётом их расходования и своевременным пополнением в ходе ликвидации ЧС.

2.8.4. Иное обеспечение (питание, дежурство и отдых) определяется в решении главы администрации муниципального образования.

 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

3.1. Значимость надёжного управления РСЧС

 

3.1.1. Интересы повышения эффективности управления требуют глубокого анализа и оценки управленческой деятельности на всех уровнях руководства, использования последних достижений науки и техники.

Необходимы все более широкие и глубокие обобщения накопленного опыта управления РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Управление РСЧС должно вбирать все новое, передовое, что появляется в области управления и других сферах человеческой деятельности.

3.1.2. Вопросы управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации при возникновении чрезвычайных ситуаций являются сложными и во многом проблемными, что обязывает руководящий состав органов управления РСЧС постоянно совершенствовать формы и методы своей работы.

3.1.3. Опыт последнего времени показывает, что там, где управление организовано грамотно и базируется на современных средствах, ликвидация чрезвычайных ситуаций носит плановый, организованный характер. А это, в конечном счете, ведет к минимизации потерь, увеличению числа спасенных людей, качественному выполнению мероприятий по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, позволяет значительно сэкономить государственные средства.

Оперативного отделение управления гражданской защиты