Защита при РХ авариях

Защита населения при радиационных и химических авариях

 

Радиационная защита

 

Радиационная защита — это комплекс мер, направленных на ослабление или исключение воздействия ионизирующего излучения на население, персонал радиационно опасных объектов, биологические объекты природной среды, на радиоэлектронное оборудование и оптические системы, а также на предохранение природных и техногенных объектов от загрязнения радиоактивными веществами и удаление этих загрязнений (дезактивацию).

Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» установлены основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) для населения и работников радиационно опасных объектов, которые введены в действие с 1 января 2000 г. Подобного рода гигиенические нормативы облучения от источников ионизирующего излучения установлены также «Нормами радиационной безопасности» (НРБ-99).

Обеспечение выполнения этих нормативов является конечной целью мероприятий радиационной защиты, ее целевой функцией. В результате качественной реализации этих мероприятий достигается требуемый уровень радиационной безопасности.

Мероприятия радиационной защиты, как правило, осуществляются заблаговременно, а при обнаружении радиоактивных загрязнений – в оперативном порядке. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99) устанавливают критерии при выявлении локальных загрязнений двух уровней. Когда эффективная годовая доза составляет 0,01-0,3 мЗв/год, уровню загрязнения присваивают условное наименование — «уровень исследований». При таком уровне ограничиваются наблюдением, контролем, исследованием источника с целью уточнения оценки величины годовой эффективной дозы иопределения величины дозы, ожидаемой за 70 лет. В случае, когда эффективная годовая доза превышает 0,3 мЗв/год, локальному загрязнению присваивается второй уровень – «уровень вмешательства». Вмешательство подразумевает действия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководства предприятий и организаций, органов управления ГО, допускающие введение огранизаций на использование продуктов питания, перемещение в пределах зоны загрязнения или постоянное пребывание в ней.

К числу основных мероприятий, способов и средств, обеспечивающих защиту населения от радиационного воздействия, относятся:

- обнаружение факта радиационной опасности и оповещение о ней;

- выявление радиационной обстановки;

- организация радиационного контроля;

- установление и поддержание режима радиационной безопасности;

- проведение, при необходимости, йодной профилактики населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий;

- обеспечение населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий необходимыми средствами индивидуальной защиты и использование этих средств;

- укрытие населения, оказавшегося в зоне заражения в убежищах и противорадиационных укрытиях, обеспечивающих снижение уровня внешнего облучения, а при возможности и защиту органов дыхания от проникновения в них радионуклидов, оказавшихся в атмосферном воздухе;

- санитарная обработка населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации.

Радиационный контроль проводится с целью соблюдения допустимого времени пребывания людей в зоне заражения, контроля доз облучения и уровней радиоактивного загрязнения. Он включает контроль за:

- мощностью дозы в местах пребывания населения;

- содержанием радионуклидов в воздухе, питьевой воде, пищевых продуктах;

- уровнем загрязнения различных технических средств, имущества и территории;

- дозами облучения;

- поступлением и содержанием радионуклидов в организме;

- содержанием и радионуклидным составом загрязнений грунтов в зоне аварии.

Важнейшим элементом радиационной защиты при радиационной аварии является установление и поддержание режима радиационной безопасности. Режим радиационной безопасности — это обязательный порядок и организация поведения населения с целью максимально достижимого и оправданного снижения радиационного воздействия. Этот режим обеспечивается:

- установлением особого порядка доступа в зону заражения;

- зонированием района;

- целесообразным отбором участников ликвидации последствий аварии с обязательным их медицинским освидетельствованием;

- проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- осуществлением радиационного контроля в зонах и на выходе в «чистую» зону;

- обеспечением спецодеждой, средствами индивидуальной защиты и медицинской помощью;

- организацией индивидуального дозиметрического контроля и ведением учета доз облучения персонала и коллективных доз облучения населения;

- осуществлением дезактивационных работ;

- организацией обращения с радиоактивными отходами.

По сути дела, реализация режима радиационной безопасности обеспечивает выполнение значительной части мероприятий по радиационной защите населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий радиационной аварии.

Требования к системам выявления радиационной обстановки и дозиметрического контроля:

а) система выявления радиационной обстановки должна обеспечивать:

- установление размеров опасных зон радиоактивного загрязнения в течение 4 часов после обнаружения факта радиационного загрязнения местности;

- определение мощности и уровня радиоактивного загрязнения по гамма и бета-излучению в диапазоне измерений от 1-10-7 до 10 Зв/ч.

- установление оптимальных маршрутов движения транспорта, эвакуации населения, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей;

- определение зон экстренной эвакуации населения.

б) система радиационного и дозиметрического контроля должна обеспечивать:

- установление уровня радиоактивного загрязнения жилых помещений, транспортных средств, одежды и другого имущества по альфа-, бета- и гамма-злучению в диапазоне измерений от 102 до 107 частиц/(мин-см2);

- определение содержания радионуклидов в воздухе, питьевой воде и пищевых продуктах по альфа-, бета- и гамма-излучению в диапазоне измерений от 10до 107 Бк/м;

- установление доз облучения населения в диапазоне измерений от 110-4 до 10 Зв;

- установление радионуклидного состава радиационного загрязнения и, в первую очередь, идентификацию особо значимых излучателей: йода-131, цезия-137, стронция-90 и плутония-239.

Требования к мероприятиям и средствам защиты:

а) мероприятия по радиационной защите организуются для населения, проживающего в 30 км зоне от расположения АЭС или другого особо крупного радиационно опасного объекта, и должны обеспечивать:

- укрытие населения в защитных сооружениях или герметизированных помещениях жилого фонда с коэффициентом защиты, равным 200;

- предоставление населению средств индивидуальной защиты и профилактических йодных препаратов в угрожаемый период в течение 2-х суток с момента получения соответствующего распоряжения. В мирное время сроки средств защиты устанавливаются, исходя из прогнозируемых временных параметров прохождения радиоактивного облака и реальных возможностей муниципальных органов власти по организации выдачи средств защиты. Допускается заблаговременная выдача средств защиты населению на личное хранение.

б) индивидуальные средства радиационной защиты населения должны быть удобными в эксплуатации, иметь малые габариты и обеспечивать:

- защиту от радиоактивных газов и аэрозолей, в том числе снижение начальной концентрации радиоактивного йода в воздухе и его ограничение не менее чем в 100 раз;

- надежную защиту глаз и кожных покровов от альфа- и бета- излучений;

- сохранность защитных и эксплуатационных характеристик до 5 лет;

- температурный режим использования — от -40 до +40°С;

- возможность непрерывной эксплуатации в течение 6—8 часов.

При радиационных авариях необходимо предусматривать следующие уровни индивидуальной защиты (в зависимости от категории работающих и населения):

- первый (высокий) уровень защиты — для аварийно-спасательных формирований при недостаточно известной радиационной обстановке (первая категория работающих — спасатели);

- второй (средний) уровень защиты — для ремонтных бригад и восстановительных формирований (вторая категория работающих — ремонтный персонал, ликвидаторы);

- третий уровень — легкая защита — для медицинских формирований, службы охраны, работников правоохранительных органов, находящихся в непосредственной близости от очага радиационной аварии (третья категория работающих – содействующие подразделения);

- четвертый уровень — кратковременная защита — для персонала организаций и населения, подлежащего эвакуации из зоны аварии (четвертая категория эвакуируемые).

Средства защиты, используемые для работающих первых трех категорий, определяются ведомственными документами.

Для защиты органов дыхания персонала и населения, отнесенных к четвертой категории, должны использоваться фильтрующие средства индивидуальной защиты, обеспечивающие защиту от аэрозолей, паров радиоактивного йода и его соединений либо паров фтористого водорода, гексафторида урана и продуктов его гидролиза (высокоэффективные легкие респираторы).

 

Химическая защита

 

Химическая защита представляет собой комплекс мероприятий, направленных на исключение или ослабление воздействия аварийно химически опасных веществ на население и персонал химически опасных объектов, уменьшение масштабов последствий химических аварий.

Необходимость проведения мероприятий химической защиты обуславливается токсичностью аварийно химически опасных веществ (далее-АХОВ), попадающих в окружающую среду в результате аварий на химически опасных объектах, а также других событий.

Отнесение предприятий, получающих, использующих, перерабатывающих, хранящих, транспортирующих, уничтожающих АХОВ, к опасным производственным объектам проводится в соответствии с критериями их токсичности, установленными Федеральным законом «О промышленной безопасности производственных объектов».

Мероприятия химической защиты выполняются, как правило, заблаговременно, а также в оперативном порядке в ходе ликвидации возникающих чрезвычайных ситуаций химического характера.

Важнейшим фактором, предопределяющим ход защитных мероприятий, является, как правило, быстротечность химических аварий. Защитные мероприятия наиболее эффективны в случаях раннего обнаружения химической аварии, особенно на стадии предпосылок к ней или ее инициирования. Организационно-техническими условиями раннего обнаружения химической аварии является наличие на химически опасном объекте эффективных систем контроля технологических процессов, систем (автоматизированных систем) контроля химической обстановки и локальных систем оповещения, а также результативная работа и профессионализм дежурных диспетчерских служб предприятий. В настоящее время в нашей стране автоматизированными системами обнаружения аварий оснащено большинство крупных химически опасных объектов, на которых они предусмотрены нормативными требованиями, но до 80% из них устарели и находятся в эксплуатации более 20 лет.

Оповещение о химической аварии должно проводиться локальными системами оповещения. Решение на оповещение персонала и населения принимается дежурными сменами диспетчерских служб аварийно химически опасных объектов. Если прогнозируемые последствия аварии не выходят за пределы объекта, об аварии оповещаются дежурные смены аварийных служб, администрация и персонал предприятия, а также местные органы управления РСЧС. При авариях, когда прогнозируется распространение поражающих факторов АХОВ за пределы объекта, оповещаются также население, руководители и персонал предприятий и организаций, попадающих в границы действия локальных систем оповещения. При крупномасштабных химических авариях, когда локальные системы не обеспечивают требуемого масштаба оповещения, наряду с ними задействуются территориальные и местные системы централизованного оповещения. К тому же в настоящее время локальные системы оповещения имеют лишь около 10% химически опасных объектов России.

При возникновении химической аварии в целях последующего осуществления конкретных защитных мероприятий организуется химическая разведка проводится оценка обстановки, сложившейся (складывающейся) в результате аварии. Определяется наличие АХОВ, характер и объем выброса, направление и скорость движения облака, время прихода облака к тем или иным объектам производственного, социального, жилого назначения, территория, охватываемая последствиями аварии, в том числе степень ее заражения АХОВ другие данные.

Характеристики основных АХОВ приведены в таблице.

В ходе разведки используются газоанализаторы и газосигнализаторы ОГ-2, ГСА-12 и др.), приборы газового контроля (УПГК), приборы химической разведки (ВПХР, ППХР и др.) с индикаторными трубками на АХОВ. В настоящее время, благодаря усилиям МЧС России, разрабатываются и внедряются новые перспективные средства выявления и оценки химической обстановки: фотоколориметрический газоанализатор ИФГ на семь АХОВ, индивидуальный прямо показывающий газоанализатор «Колион - 2В» на десять веществ, универсальный прибор газового контроля УПГК «Лимб» на весь спектр АХОВ и другие.

При химических авариях для защиты от АХОВ достаточно эффективно используются индивидуальные средства защиты.

При этом производственный персонал химически опасных объектов для защиты от АХОВ использует изолирующие дыхательные аппараты (изолирующие противогазы) или промышленные фильтрующие противогазы, рассчитанные на защиту от определенных АХОВ, характерных для соответствующих объектов, а также индивидуальные средства защиты кожи. Например, средства защиты кожи типа КИХ-4, КИХ-5 защищают персонал от жидких АХОВ. Средства индивидуальной защиты для персонала объектов, как правило, хранятся на рабочих местах и, при необходимости, могут быть применены немедленно.

Таблица

Характеристика основных аварийно химически опасных веществ

 

п/п

Наименование АХОВ

Физические свойства

Токсические свойства

Средства защиты

Агрегатное состояние при 20°С

Плотность жидкости, г/см3

Температура кипения, °С

Пороговая токсодоза,

мгмин./л

ПДК

Промышленные противогазы

Рабочей зоны

Населенных пунктов

1.

Азотная кислота

жидкость

1,51

83,8

1,5

5,0

0,15

В, ГП-5 + ППГ

2.

Аммиак

газ

0,68

- 33,4

15

20,0

0,04

КД, ГП-5 + ППГ

3.

Ацетононитрил

жидкость

0,786

81

21,6

10,0

0,002

А, В, ГП-5, ГП-7

4.

Ацетоциангидрин

жидкость

0,93

120

0,54

0,9

0,001

А,В, ГП-5, ГП-7, ПМК

5.

Водород хлористый

газ

1,64

- 85

2

5,0

0,01

А, В, ГП-5, ГП-7, ПМК

6.

Водород фтористый

газ

0,99

19,5

4

0,5

0,005

А, В, БКФ

7.

Водород цианистый

жидкость

0,69

25,7

0,75

0,3

0,01

В, ГП-5, ГП-7, ПМК

8.

Диметиламин

газ

0,68

6,9

1,8

1,0

0,005

А, Г, ГП-5, ГП-7, ПМК

9.

Метиламин

газ

0,7

-6,5

4,8

1,0

-

А, Г, ГП-7, ПМК

10.

Метил бромистый

газ

1,73

3,6

90

0,1

-

А, ГП-5

11.

Метил хромистый

газ

0,98

-23,7

90

20,0

-

ГП-5 + ППГ

12.

Нитрил акриловой кислоты

жидкость

0,8

77,3

0,75

0,5

0,03

А, ГП-5, ГП-7, ПМК

13.

Окись этилена

газ

0,9

10,7

2,2

1,0

0,3

М, ГП-5 + ППГ

14.

Сернистый ангидрид

газ

1,46

-10,1

20

10,0

0,05

В

15.

Сероводород

газ

0,964

-50,4

16,1

10,0

0,008

КД, ГП-5, ГП-7, ПМК

16.

Сероуглерод

жидкость

1,26

46,2

135

1,0

0,005

ГП-5, ГП-7, ПМК

17.

Соляная кислота

жидкость

1,2

108,6

2

5,0

0,2

В, ГП-5, ГП-7, ПМК

18.

Формальдегид

газ

0,81

-19

0,6

0,5

0,003

А, ГП-5, ГП-7, ПМК

19.

Фосген

газ

1,43

8,2

0,6

0,5

-

В, ГП-5, ГП-7, ПМК

20.

Хлор

газ

1,56

-34

0,6

1,0

0,03

А, В, ГП-5, ГП-7, ПМК

21.

Хлорпикрин

жидкость

1,66

112

0,02

0,7

0,007

А, ГП-5, ГП-7, ПМК

Основными средствами индивидуальной защиты населения от АХОВ ингаляционного действия являются гражданские противогазы ГП-5, ГП-7, ГП-7В, ГП-7ВМ, ГП-7ВС. Для детей используются противогазы фильтрующие ПДФ-Д, ПДФ-Ш, ПДФ-2Д, ПДФ-2Ш, а для младенцев — камеры защитные детские КЗД-4, КДД-6. Всем этим средствам присущ крупный недостаток — они не защищают от некоторых АХОВ (паров аммиака, оксидов азота, окисла этилена, бромистого и хлористого метила). Для защиты от этих веществ служат дополнительные патроны к противогазам ДПГ- 1 и ДПГ-3, которые также защищают от окиси углерода. Однако камеры защитные детские не приспособлены для работы с дополнительными патронами, а защита малолетних детей примерно до 7 лет противогазами с дополнительными патронами затруднена из-за увеличения сопротивления дыханию. В настоящее время проходит конструкторскую отработку фильтрующий противогаз нового поколения, который должен обеспечить защиту от всех возможных АХОВ.

Следует отметить, что существует серьезная проблема своевременности обеспечения населения средствами индивидуальной защиты органов дыхания в условиях химических аварий. Для защиты от АХОВ средства должны быть выданы населению в кратчайшие сроки. Однако из-за удаленности мест хранения, время их выдачи нередко составляет от 2-3 до 24 часов. За этот период население, попавшее в зону химического заражения, может получить поражения различной степени тяжести. В связи с этим согласно распоряжению Правительства Российской Федерации в шести областях (Волгоградской, Калининградской, Нижегородской, Омской, Самарской и Челябинской) в качестве эксперимента осуществлена заблаговременная выдача противогазов в личное пользование. В случае положительного результата эксперимента подобная практика будет применена для обеспечения химической защиты населения других регионов страны, в том числе проживающего вблизи объектов, на которых осуществляется хранение и уничтожение химического оружия.

При химических авариях важную роль в обеспечении защиты населения может сыграть своевременная эвакуация населения из возможных районов химического заражения. Эвакуация в этих случаях может выполняться в упреждающем и экстренном порядке. Упреждающая (заблаговременная) эвакуация осуществляется в случаях угрозы или в процессе длительных по времени крупномасштабных аварий, когда прогнозируется угроза распространения зоны химического заражения. Экстренная (безотлагательная) эвакуация проводится в условиях быстротечных аварий с целью срочного освобождения от людей местности по направлению распространения облака АХОВ.

Процесс принятия решения об эвакуации в условиях химической аварии очень ответственен и оперативен. Он должен базироваться на точном знании быстро меняющейся обстановки, учета удаленности мест, из которых производится эвакуация, до места аварии, реальной оценки возможностей провести эвакуацию до подхода облака зараженного воздуха. Ошибочное или опоздавшее решение на эвакуацию может не улучшить, а усугубить обстановку, подвергнуть людей, покинувших помещение, служившее им укрытием, химическому воздействию.

Поэтому в условиях химической аварии в некоторых случаях более целесообразно использовать для защиты людей от первичного, а в течение непродолжительного времени и от вторичного облака зараженного воздуха жилые и производственные здания. При этом следует иметь в виду, что чем меньше воздухообмен в используемом для защиты помещении, тем выше его защитные свойства. Так, жилые и офисные помещения более защищены, чем помещения производственного назначения. В результате дополнительной герметизации оконных, дверных проемов, других элементов зданий защитные свойства помещений могут быть увеличены. На эффективности использования данного способа защиты существенно сказывается этажность постройки.

Эффективным способом химической защиты является укрытие персонала химически опасных объектов и населения в защитных сооружениях гражданской обороны, прежде всего в убежищах, обеспечивающих защиту органов дыхания от АХОВ. Особенно применим этот способ защиты к персоналу, поскольку значительная часть химически опасных объектов — до 70-80% имеют убежища различных классов, причем убежищами с тремя режимами вентиляции располагают до 30% из них.

По техническим характеристикам средств очистки и регенерации воздуха которыми оснащены убежища, а также допустимым параметрам воздушной среды в их помещениях, в условиях химических аварий может быть обеспечена надежная защита укрываемых:

- в режиме полной изоляции (регенерации внутреннего воздуха) для все видов АХОВ в любых концентрациях — на время до 6 часов;

- в режиме фильтровентиляции при концентрациях АХОВ ниже 0,1 мг/ м3 — на время 4—5 часов.

По истечении этих сроков укрываемые должны быть выведены из убежищ, при необходимости — в индивидуальных средствах защиты.

Узким местом, осложняющим применение убежищ при химических авариях, является состояние их оборудования для очистки воздуха. Вследствие кризисных явлений в экономике производство этого вида оборудования прекращено или объемы его производства снижены, а между тем срок годности регенеративных патронов для регенерации воздуха и фильтров-поглотителей для фильтровентиляционных установок убежищ в большинстве случаев истек или близок к этому.